Новости культуры российских регионов
16 января 2013
Поволжье

Три четверти века – под звуки вальса

В канун старого Нового года нижегородская филармония праздновала семидесятипятилетие.

Солидная дата была отмечена с шампанским и в вихре танца – «Карнавальсом»: большой программой русских вальсов, концептуально отталкивающейся от традиционных штраусовских вечеров в Вене.

Подтверждением того, что юбилей этот – отнюдь не местного значения, станет концерт оркестра филармонии в Москве. 30 января оркестранты во главе с маэстро Скульским выйдут на сцену одного из лучших концертных залов мира – Большого зала Московской консерватории, где выступят с Элисо Вирсаладзе.

Филармонические «генералы» - худрук и директор Ольга Томина, главный дирижер Александр Скульский – уже отдали любимой организации по сорок пять лет беззаветного служения! И, конечно, они хорошо помнят, как состоялась их первая встреча с музыкой.

- Восьмилетним капелланом я впервые попал на сцену филармонии, - рассказал Александр Михайлович, - мы пели кантату с оркестром. К нам вышел низенький, пожилой седой дирижер – теперь я знаю, что это был Семен Львович Лазерсон. Он взмахнул руками - и зазвучала музыка, а я сказал себе: там, перед оркестром – мое место. Второе мое яркое воспоминание также связано с дирижером, уже с Гусманом. Он приехал в Горький на пост главного дирижера и проводил свою первую репетицию, и я побежал слушать, как он работает с оркестром. Разбирали Пятую симфонию Бетховена. Как сейчас помню, Израиль Борисович все записывал на магнитофон, а потом приглашал всех оркестрантов на балкон (дело было в старом зале филармонии, на Покровке) послушать, как их игра звучит со стороны… В какой-то момент на балконе появилась очень красивая женщина, и Гусман смотрел на нее влюбленными глазами. Это была Лидия Дроздова, его супруга, с которой они вместе прибыли из Москвы.

И еще, помню, выступал Александр Цфасман, он играл свои произведения с оркестром, и я пригласил на это выступление девочку, которая мне нравилась. Тогда вообще было принято приглашать девушек не в клуб, а на хороший концерт. Так как я хотел, чтобы у нас было все самое лучшее, то купил билеты как можно ближе к сцене – на первый ряд, ведь тогда я еще не знал, что в филармоническом зале лучшие места находятся отнюдь не на первом ряду…

- В отличие от Александра Михайловича, который жил в верхней части города и учился в капелле, тесно сотрудничающей с филармонией, я была простой девочкой с Автозавода, - вспоминает Ольга Николаевна Томина. - Тогда даже просто добраться до центра города – на двух трамваях с пересадкой - было делом сложным и долгим, и специальные поездки на концерт для подавляющего большинства автозаводцев были чем-то не очень реальным. Но порой филармония сама приезжала на Автозавод. Концерты проходили в районном киноконцертном зале, и в школах распределяли билеты – по одному на двух девочек, именно девочек, так как в школах тогда было раздельное обучение. Я не помню, что именно звучало, но запомнился необычайный восторг. Настройка оркестра, этот особый хаос, предвосхищающий невероятное удовольствие, произвела глубочайшее впечатление. А потом я поступила в музыкальное училище, вновь попала на концерт – и это стало моим вторым и последним шагом на пути к филармонии.

Нижегородская Государственная Академическая филармония имени Мстислава Ростроповича - одна из крупнейших концертных организаций России, главный организатор симфонических, хоровых, камерных, органных и литературных концертов в Нижнем Новгороде и области. Ежегодно проводит около двух тысяч концертов на многих площадках, главной из которых является кремлевский концертный зал. Каждый год филармонические концерты посещает четверть миллиона человек.

Многие культурные инициативы филармонии уникальны. Среди особенно значимых – циклы концертов для детей и общедоступные летние сезоны. Беспрецедентные фестивали и премьеры создали нашей филармонии столь громкое имя, что, например, для московских меломанов было обычным делом съездить в Горький послушать Шостаковича, Щедрина, Канчели или Шнитке, «не одобрявшихся» в столице.

Художественный руководитель и директор филармонии Ольга Томина отмечена почетным званием «Заслуженный деятель искусств России», является кавалером французского ордена «Академические Пальмы».

Ровесник филармонии – академический симфонический оркестр – по праву считается одним из лучших в России. В его багаже высокая академическая классика и современная музыка; многие выдающиеся произведения XX века впервые в мире прозвучали именно в исполнении филармонического АСО. С оркестром связаны первые дирижерские опыты Мстислава Ростроповича и Владимира Спивакова, а также единственное выступление в качестве дирижера Дмитрия Шостаковича. С 2000 года оркестр возглавляет народный артист России Александр Скульский. 

- То, что происходит в кремлевском концертном зале – лишь финальный аккорд деятельности филармонии, - подчеркивает О.Н.Томина. - Ведь для того, чтобы несколько раз в неделю собирался тысячный зал, мы ведем большую систематическую, целенаправленную и разнообразную работу, которая начинается в общеобразовательных школах и детских садах. Мы ежегодно проводим более тысячи концертов в рамках «Филармонии школьника» и точно знаем – потом этих ребят приводят в кремлевский зал.

Порой на концерте я оборачиваюсь в зал, смотрю на лица зрителей и вижу тысячу улыбающихся людей. В наше непростое время увидеть столько счастливых лиц сразу – дорогого стоит!