Новости культуры российских регионов
19 декабря 2012
Сибирь

Предчувствие профессии

Первый Всероссийский конкурс музыковедов сориентировал на авангард в музыке.

Музыкальная летопись Томска в последний месяц уходящего 2012 года пополнилась еще одной страницей, которая начинается со слова «впервые». Впервые в городе, где более ста лет назад началось музыкальное образование в Сибири, прошел конкурс теоретиков музыки «Я – музыковед».

В морозный декабрьский Томск приехали студенты консерваторий и художественных вузов из Уфы, Екатеринбурга, Новосибирска, Бийска, Красноярска, Павлодар (Казахстан). Вместе с учащимися музыкальных школ города и студентами музыкального колледжа имени Эдисона Денисова они вступили в состязание, которое должно было определить лучшего популяризатора и теоретика музыки. Всего около 20 участников конкурса в течение одного дня проявляли свою эрудицию. Не высокая численность участников объясняется редкостью специальности.

Идея проведения конкурса родилась не случайно, поскольку директор и заместители директора музыкального колледжа имени Э.В. Денисова имеют редкую и дефицитную в наше время профессию музыковеда. Воплотить проект в жизнь взялись преподаватели специальности «Теория музыки» - успешные реализаторы различных творческих проектов, осуществляемых Томским музыкальным колледжем. «Мы  задумали конкурс как увлекательное состязание в различных номинациях - выступить с презентацией и защитой творческого проекта, представить собственный рисунок на прослушанный музыкальный фрагмент, продемонстрировать мгновенную реакцию на вопросы по теории и истории музыкальной культуры», - пояснила Наталья Чабовская, директор музыкального колледжа и ведущая конкурсных состязаний.

Креативность, которую проявили конкурсанты в выборе тем своих музыковедческих исследований удивили даже опытное жюри, которое возглавила доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории Саволина Паисиевна Галицкая. Например, ученица одной из томских музыкальных школ Аполинария Ракина выбрала тему, которую в России даже опытные музыковеды не исследуют – влияние греческой музыки на турецкую. За оригинальный выбор получила специальный диплом жюри. И все-таки самой лучшей презентацией, в которой гармонично сочетались научный и просветительский подход, жюри признало презентацию «Детская тема в творчестве Эдисона Денисова» самой юной участницы конкурса Марины Весниной, ученицы 5 класса детской музыкальной школы №4.

Специальным дипломом был отмечен и Григорий Лапенков, студент 3 курса Томского музыкального колледжа, написавший лучшую рецензию на спектакль «Леди на день» Томского театра куклы и актера. В поле зрения юных музыковедов попали и творческие биографии композиторов, и особенности музыкальных стилей и направлений, и история народных инструментов. Не обошли они стороной и памятные даты. Так, студентка из Уфы Эльвира Яфаева сделала музыковедческий анализ образа Наполеона в опере Прокофьева «Война и мир», а Вера Бунькова, третьекурсница Уральской консерватории, посвятила свое исследование 80-летию Родиона Щедрина. « Мы приехали, чтобы испытать себя», - признались обе девушки перед началом состязаний.

Испытания, по словам других участников конкурса, были серьезные.  Для кого-то блиц-опрос  по теории и истории музыки оказался  сложным. Здесь не было равных Кристине Микуриной, студентке 3 курса Новосибирской консерватории и Елене Сорокоумовой, студентке третьего курса Томского музыкального колледжа. Для кого-то затруднения вызвали творческие задания – нарисовать свои впечатления на отрывок из симфонии №7 «Лунное море» Алемдара Караманова или написать рецензию на спектакль, жанр которого был обозначен как «предчувствие мюзикла». Члены жюри заметили такую закономерность: чем старше возраст участников, тем скупее выразительные средства, которыми они пользовались.

И все-таки, по словам Светланы Геннадьевны Войткевич, кандидата искусствоведения, проректора по творческой работе Красноярской академии музыки театра, все продемонстрировали неплохие результаты: «Есть дети, которые в перспективе могут стать музыковедами, ибо обладают комплексом знаний, талантов и специфической особенностью популяризировать музыку. Этот конкурс, безусловно, способствует повышению профессионального уровня студентов». Как выпускнице специальности «Теория музыки» Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, ей особенно приятно, что именно ее альма-матер выступила с инициативой проведения Всероссийского конкурса, который будет проводится раз в два года.