Лауреат Международного конкурса имени Чайковского Александр Лубянцев исполнил сочинения Чайковского и Рахманинова. За дирижерским пультом стоял отец музыканта Михаил Лубянцев. Концерт прошел в Большом зале Петрозаводской консерватории 11 декабря.
В этом выступлении необычно было всё, начиная с выбора сочинений. Сочетание в одной программе двух концертов вместе – первого Чайковского и третьего Рахманинова считается высшим пилотажем даже на международных конкурсах. А уж в обычных концертах пианисты их вместе не играют.
– Я, конечно, переживаю, но я очень рад, что это получается, – сказал перед выступлением Александр Лубянцев. – Эти концерты я много играл, поэтому там много моих идей, которые я давно хочу реализовать с разными оркестрами, но в основном не хватает общения с дирижером, не хватает этой свободы.
В этом выступлении свободы было более чем достаточно. За дирижерским пультом стоял Михаил Лубянцев, отец Александра. Искусству управления оркестром он учился у Натана Рахлина и Ильи Мусина. Дирижировал в Казани и Баку, сейчас возглавляет школу искусств под Санкт-Петербургом, преподает, владеет многими инструментами. А вот в большом симфоническом концерте вместе с сыном выступает впервые.
– Глядя на то, как Александр играет с другими оркестрами, с другими дирижерами, мы отмечали, что он играет одно, оркестр немножечко другое, – рассказал Михаил Лубянцев. – И нам бы, конечно, хотелось воплотить такую идею, чтобы и у него и у оркестра звучало примерно в одном ключе.
По словам Александра, выступать вместе с отцом он решил после недавнего турне по ЮАР. Там он играл с двумя дирижерами, ни у одного из которых не было ни желания, ни времени менять свои исполнительские концепции, согласовывать их с идеями молодого музыканта.
- Вот вы спрашиваете, нравится ли мне играть с папой? – спрашивает Александр Лубянцев. – Да, нравится. Мне с ним очень приятно играть еще потому, что я имею какое-то слово. То есть я могу что-то сказать, и я много что говорю на репетиции. Это на самом деле необычные ощущения, потому что после репетиции дирижер обычно спрашивает: «Вопросы есть?» Я: «Это, это... Попробуем?» – «Попробуем». – «Все, концерт». А тут у нас дискуссии, обсуждения.
Для воплощения своих идей Александр остановил выбор на пока не очень известном Молодежном симфоническом оркестре Карелии, где большинство музыкантов – его ровесники, студенты музыкального колледжа и Петрозаводской консерватории, восприимчивые ко всему новому.
Николай Котов, художественный руководитель Молодежного симфонического оркестра Карелии, делится своими впечатлениями:
– Это, наверное, первый концерт со звездой такой величины. У Александра достаточно нестандартный взгляд на прочтение нотного текста. Особенно это сказывается в Рахманинове. Для ребят это очень важно, когда много вариантов разного прочтения, это расширяет горизонт музыкального образования очень сильно. Это, как правило, скачок в развитии музыканта.
В этом году Александр Лубянцев поступил в аспирантуру Петрозаводской консерватории. И между учебой и гастрольными поездками по миру он хотел бы и дальше выступать с Молодежным симфоническим оркестром Карелии:
– Удобно, что они очень подвижные, у них почти нет каких-то штампов. Они быстро переключаются на новые идеи, которые у нас возникают постоянно. Я думаю, это очень хороший вариант – такой вот оркестр.
Публика долго не отпускала музыкантов. В финале на бис они снова исполняли фрагменты прозвучавших концертов. Александр Лубянцев играл также сольные произведения, в том числе и собственного сочинения.