Новости культуры российских регионов
17 декабря 2012
Поволжье

Артем Дервоед сыграл в Самаре «Дьявольское каприччио»

В рамках абонемента «Виртуозы гитары» в филармонии выступил московский классический гитарист и педагог Артем Дервоед.

 

Вечером он блестяще сыграл Паганини, Тарреги, Кастельнуово-Тедеско и Родриго, а днем на мастер-классе поделился со слушателями секретами игры на гитаре.

«Царь гитары», «художник высшего калибра», «музыкант с широким динамическим диапазоном, интеллектуальной и выразительной фразировкой...» - мировая пресса не скупится на эпитеты для описания исполнительского таланта Артема Дервоеда. В справедливости этих слов можно убедиться, посетив концерт музыканта. Но и всего богатства языка недостаточно для описания его самобытности. В исполнении Артема есть божья искра, заставляющая полюбить гитарную музыку даже тех, кто далек от классики.

Перед концертом, слушая Артема на мастер-классе, корреспондент АКИ попытался понять феномен 31-летнего уроженца Ростова-на-Дону, выпускника Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии «Киджиана» (Италия) и Гитарной академии Кобленца (Германия). Выяснилось, что в музыку Артем, в отличие от большинства музыкантов, попал не по принуждению — сам попросил родителей отвести его в музыкальную школу, а началось его увлечение с брата: «Он в 16 лет принес домой гитару и начал подбирать на ней аккорды к хитам Led Zeppelin. Я прекрасно помню чувство, с которым я извлек первый звук на инструменте. Но тогда одной из моих первых мыслей было: «Я буду играть Led Zeppelin, как мой брат!» Позже брат отложил музицирование на гитаре, а Артем, как сам признается, с того дня посвятил себя любимому инструменту. С тех пор он покорил немало мировых конкурсов, и, как рассказал на мастер-классе, конкурс GFA (Guitar Foundation of America) в 2013-м году, вероятно, станет последним в карьере Дервоеда: «Вообще от конкурсов быстро устаешь. Они полезны лишь на первых порах, когда ты делаешь свою «пробу пера», потом ездишь себя показать и, наконец, это становится значимым в карьерном плане. Но главный конкурс, состязание с собой, я еще не выиграл».

За годы творчества у Артема сложилось свое представление о том, что должен исполнять гитарист: «В идеале музыкант должен выйти на сцену и играть, отрешившись от всего. Но он подвержен влиянию извне, и то, что он видит, проецируется на его исполнение. Поэтому важно исполнять то, что ты хорошо знаешь».

Играет Дервоед на нескольких инструментах, но в Самару привез инструмент работы Збигнева Гнатека 2010 года. Артем рассказал, что в его коллекции есть найденный у знакомых на чердаке инструмент 1840-х годов работы знаменитого русского мастера Краснощекова — в настоящее время гитара находится на реставрации, и скоро ее звучание услышат поклонники музыканта.

Сейчас, добившись многого, Артем продолжает трудиться и творить, и подумывает освоить... дирижирование: «Еще когда я попробовал заняться им в училище, мои педагоги сказали, что мне бы стоило продолжить упражнения. И в последнее время я все чаще возвращаюсь мыслями к этому, потому что симфонический оркестр я считаю уникальным инструментом с колоссальными возможностями».

Вечером же самарцы сполна насладились неограниченными возможностями Дервоеда-гитариста.