Новости культуры российских регионов
17 декабря 2012
Поволжье

Наталья Дроздова: Я буду отмечать юбилей «Колеса», но не с этим театром

Интервью с бывшим худруком тольяттинского театра.

 

АКИ уже писало о непростой ситуации, сложившейся в тольяттинском театре «Колесо». С его директором Натальей Дроздовой мэрия Тольятти отказалась продлить договор. Впоследствии Дроздова и несколько членов ее команды оставили театр. Сегодня народная артистка России Наталья Дроздова – гость АКИ.

 

 «Театр абсурда»

- Для многих зрителей те события, которые происходили вокруг «Колеса» в последний месяц, сами по себе стали спектаклем. Как бы вы сами определили его жанр?

- Фарс, наверное. Или театр абсурда.

- И этот спектакль был разыгран в юбилейный для театра год… Этот срок - 25 лет – разделан на две равные половины. Первая – с Глебом Дроздовым. Вторая – без него. Как понимаю, для вас это были совершенно разные эпохи…

- Это так. Я вообще меряю всю свою жизнь, и не только театральную, так: до ухода из жизни Глеба Борисовича и после него. После его смерти мне часто в театре было непросто.

- Вы долго сомневались, прежде чем принять решение – уйти из театра или нет? Сомнения – свойство вашего характера?

- Нет, дело в экстренной ситуации, которая загнала меня в тупик. В конце концов, я поняла: если я соглашусь быть художественным руководителем «под директором», то ничего не смогу сделать. Должность худрука с теми функциями, какие мне предлагались, не защищала меня, не давала никаких прав. Я была бы несвободна. А творческий человек не может быть несвободным. Если бы я сказала директору: «Мне нужен вот этот режиссер или вот эта пьеса, она могла ответить: «На это нет денег. Умерьте свой аппетит». Если бы я сказала: «Мне нужен этот артист», то могла бы получить ответ: «Нет, нам нужен другой актер». И ничего с этим невозможно было бы сделать. Единственная схема управления, которая возможна в театре – та, которая была при Глебе Борисовиче Дроздове: все определяет творческий лидер.

- Из тех условий, при которых вы остались бы в должности художественного руководителя и о которых вы говорили на встрече с мэром, какие для вас были главные?

- Четкое разграничение обязанностей худрука и директора. И назначение худрука непосредственно мэрией. В обязанности художественного руководителя, в моем понимании, должна входить вся творческая часть – репертуарная политика, гастрольная деятельность, фестивали, актеры, режиссеры, сценографы. Я должна за все это отвечать. Не справилась – до свиданья. Финансово-хозяйственная деятельность меня совершенно не интересовала. Вообще это странная история. Как будто год назад я приняла театр в идеальном состоянии. Как будто я пришла и все развалила. Но это же не так. Есть новые спектакли и еще были бы. Есть возвращенные в театр люди. Я уверена, что со спектаклем «Арабская ночь» театр принял бы участие на международном фестивале.

- Вас упрекали в том, что административные должности в театре занимали актеры и не справлялись с этой работой….

- Да, меня обвиняли в том, что команда у меня неквалифицированная. Дай бог успеха новой команде. Но ребята работали честно, все было спланировано… Почему-то, когда я работала, у мэрии не было никаких нареканий в мой адрес. Меня ни разу не вызвали и не сказали: «Подождите, ваша команда не то и не так делает». Меня просто поставили перед фактом, когда истек срок годового контракта. Дали трудовую книжку и сказали: «До свидания, у вас плохая команда». Где же вы, учредители, были раньше? Так же не делается.

- Какое ощущение оставил у вас последний премьерный спектакль «Трамвай «Желание»?

- Я увидела, что это был Уильямс. Увидела замечательные актерские работы, за которым интересно было наблюдать. Режиссер Продан Димов, которого я пригласила, все сделал, чтобы пробудить в актерах живой процесс. Они не просто произносят текст, они живут на сцене. Это самое трудное в актерской профессии. Для этого спектакля я пригласила из Москвы актрису Ирину Малышеву – специально на эту постановку она вернулась в театр. Я не видела другой исполнительницы роли Бланш.

- Один из исполнителей главной роли в спектакле, Олег Ринге, ушел из театра вслед за вами. Что будет со спектаклем? Возможен ли ввод другого актера?

- Думаю, что нет. Это же должен делать режиссер, а он живет в Америке. И новый актер должен точно соответствовать персонажу. Такого в театре я не вижу. Думаю, жизнь спектакля на этом закончится.

- Как вы относитесь к уходу актеров? Ведь кроме Олега Ринге ушла Ольга Шебуева…

- Для меня это очень больно. Я очень переживаю за них. Но я не могу влиять ни их решения. И не буду этого делать.

- А что будет со спектаклями, в которых играли вы?

- На роль в спектакле «Русское варенье» приглашена моя ученица Елена Радионова. Возможны и какие-то другие вводы. Хотя любой ввод - это потеря...

- Как вы относитесь к намерению нынешнего руководства театра пригласить главного режиссера?

- Это сложно. Глеб Борисович как-то сказал: «Нужно, по крайней мере, три постановки, чтобы проверить, смогут ли режиссер и актеры работать вместе». Если будет быстрое назначение – ничего хорошего не получится. Дай бог, если в театр придет такой режиссер, как Товстоногов или Дроздов.

 

Потерянные роли

- Вы видите возможность продолжить свою актерскую судьбу?

- В этом театре – нет. В другом – возможно.

- Есть роли в театре «Колесо», о потере которых вы более всего сожалеете?

- Это, прежде всего, роли в спектакле «Сирена и Виктория», который поставил еще Глеб Борисович, и в спектакле «Оскар и Розовая дама». Я очень дорожила этими постановками.

- Вы преподаете в университете им. Татищева?

- Да. Уже семь лет заведую кафедрой актерского мастерства. Раньше преподавала на полставки, сейчас на полной. С выпускным курсом готовим дипломный спектакль по пьесе «Пирог» Крылова. Есть талантливые ребята. Хотела предложить им работу в театре «Колесо», а теперь не знаю, как судьба их сложится…

- Как зритель на спектакли в театре «Колесо» вы будете ходить?

- Нет. Я себя чувствую там не очень хорошо.

- А в другие тольяттинские театры ходите?

-Хожу в молодежный драматический театр. Мне кажется, при Владимире Коренном уровень этого театра значительно вырос.

- Что в вашей жизни происходит, кроме театра?

- Что происходит… У меня умерла собака, алабай, которая прожила со мной 11 лет. Накануне всей этой истории она умерла от сердечного приступа. Для меня этот пес был такой радостью... Сейчас у меня никаких увлечений. Книги отвлекают, но ненадолго. Телевизор вообще не смотрю. Этот месяц я живу в напряжении. Меня спасает сын Ярослав - моя отдушина, моя поддержка. Он очень веселый, юморной. И когда видит мою понурую физиономию, начинает шутить, а я на какое-то время забываю о передрягах. Ярослав учится у меня на актерском факультете, на четвертом курсе. Он занят в некоторых спектаклях в театре, иногда выполняет обязанности монтировщика сцены, помощника режиссера.

- Если в день юбилея театра «Колесо», 2 марта, вас пригласят на праздник, пойдете?

- Нет, не пойду. Я, конечно, буду отмечать это событие. Но по-другому, не с этим театром. Для меня он стал чужим…