Новости культуры российских регионов
12 декабря 2012
Сибирь

Чудеса морфологии

В кемеровском Доме художников 6 декабря открылась выставка Елены и Александра Гавриловых под названием «В одном лице».

Кемеровская публика имеет возможность видеть работы супругов Гавриловых в достаточном объеме едва ли не впервые. Между тем в Новокузнецке это весьма заметные художники. Кроме очевидных творческих достижений, Елена известна как педагог с изрядным стажем, а Александр – как культуртрегер, возглавляющий галерею при одном из местных банков, где регулярно устраиваются художественные выставки.

В экспозиции, развернутой в двух залах второго этажа, представлены живопись, графика и фотография, всего около 80 работ. Елена и Александр – художники существенно разные: и по излюбленным техникам, и по излюбленным жанрам. Вместе с тем у их работ есть одно общее качество: повышенная степень декоративности. Попросту говоря, они очень красивы и изящны, в самом расхожем и обыденном смысле. Это живопись и графика, которая нравится всем, даже если высоколобые ценители в этом не торопятся признаваться, а коллеги-художники испытывают род зависти, оценив их коммерческую привлекательность.

Елена Гаврилова – график, работает преимущественно в жанре пейзажа. В экспозиции есть несколько работ, исполненных акварелью и соусом, но большая часть – пастели, техника, которую художница предпочитает в последнее десятилетие. Если акварели Гавриловой еще сохраняют связь с изображаемой натурой, то ее пастели – пейзажи полуфантастические, передающие лишь общее впечатление от природы Алтая, Казахстана или Байкала. Изысканный колорит, подчеркнутая текстура бумаги, уверенная композиция, лаконичная обобщенность форм создают совокупный образ некоторого лучшего мира. Рай напрасно представляют воздушным и бесплотным: Платон, например, был уверен, что в небесах представлены все те же образы и сущности, что и на земле, только краски там гораздо ярче, а формы совершеннее. Выделим в экспозиции серию «Тростники», исполненную динамики, заставляющей вспомнить классическую китайскую живопись и японскую гравюру.

Александр Гаврилов дал на выставку живопись, графику и фото. Серии представленных здесь фотографий носят характер натурфилософский и исследовательский: угли костра в разной степени растресканности, изморозь на стекле и трещины на металле, продырявленные водою камни, заставляющие вспомнить опять-таки средневековых китайцев. «Особенно ценились камни из уезда Инчжоу, которые «росли подвешенными вниз на выступах скал, вбирая в себя медь», а также камни со дна озера Тайху, с причудливо источенной водою поверхностью, множеством пустот и отверстий», - пишет крупнейший наш китаист Владимир Малявин. Пять стихий китайского мира – это огонь, вода, дерево, камень и металл, никакого воздуха или эфира, как в Европе или Индии. Вот это повышенное внимание к вещественной структуре мироздания – важнейшая часть художественного метода Гаврилова.

Живопись Гаврилова также отличается вниманием к деталям и также доказывает, что это художник по преимуществу аналитический, певец морфологии. Но, разумеется, не радикальный, как Филонов или кубисты, а остающийся в пределах здравого смысла, хорошего тона, широкого вкуса. Эта живопись, при всей гротескности и ироничности, подкупающе радостна, это мир веселой сказки с жутковатыми перипетиями, но неизменным хорошим концом. Она очень нарядна и местами опасно граничила бы с китчем – но от этого предохраняют как раз ирония и гротеск.

Скажем, в «Натюрморте с тайменем» этот самый таймень напоминает сказочную щуку из сказки про Емелю, но попавшую в абсолютно дурацкую ситуацию: сугубо бытовые детали, вроде планки весов и набора приправ, доказывают, что сейчас ее будут-таки жарить, а не заставлять исполнять желания. Выделим также натюрморт «Посвящается Вавилонской башне» (и впрямь вавилоны свечек, груш и прочих фруктов, столовых приборов и кухонных принадлежностей, громоздящиеся заоблачными ярусами) и «Несостоявшийся натюрморт» (грубая пустая столешница, под которой толпятся отставные кандидаты в герои – куклы, чайники, бутылки).

Некоторые полотна отсылают к контексту западной культуры – явно, как «Минотавр» (сконфуженный быкоглавец забился в уголок, обхватив колени), или неявно, как «Пейзаж с сороками» (по манере письма – ничего общего с Брейгелем, но каток с фигурками на заднем плане отсылает к «Охотникам на снегу», а заглавный мотив – к «Сороке на виселице»). Наиболее драматические работы, исполненные в монохромной гамме, – «Ловля ночных бражников», «Корабль дураков», «Осенняя заготовка облаков» - эксплуатируют средневековые мотивы, но создают собственный мифопоэтический космос, с идиотски-динамичными героями и кромешной круговертью деталей.

Все это разбавлено акварельными и живописными пейзажами, серийными натюрмортами, откровенно карикатурными жанровыми сценками, отчего экспозиция выглядит слегка эклектичной. Понятно, впрочем, что художник пытался на ограниченном пространстве представить разные грани своего дарования. Мы надеемся, что у кемеровской публики еще будет возможность оценить его в большем объеме.

Елена Гаврилова родилась в Севродвинске (Архангельская обл.), окончила Ярославское художественное училище (1977), преподаватель художественной школы в Новокузнецке. Выставляется с 1982 г., член СХ России с 2005 г. Лауреат областных выставок педагогов художественных школ.

Александр Гаврилов – новокузнецкий уроженец, окончил Ярославское художественное училище (1979) и художественно-графический факультет Омского пединститута (1987). Член СХ России с 1989 г. Участник многочисленных выставок – городских, региональных, республиканских и международных, выставляется с 1981 г. Лауреат областной выставки-конкурса «Кузбасская палитра» (1996). Арт-директор художественной галереи Новокузнецкого муниципального банка.