Образ Зайца в «новых медиа»
Семинар «Антропология поэтического опыта» - первое публичное мероприятие проекта «Мир — текст - музей», который музей реализует благодаря победе в конкурсе фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Цель проекта — выработать новые способы представления современной литературы в музее, показывать художественный мир произведения, а не только его «оболочку» в виде документов эпохи. Да и у соредактора «Цирка «Олимп»+TV» Виталия Лехциера давно была мысль провести семинар, посвященный изучению того, как поэтический опыт может быть осмыслен в контексте социологии, экономики, психологии и других общественных наук. Таким образом, два проекта оказались взаимодополняющими.
Первое событие «Антропологии» - встреча с поэтом и прозаиком Линор Горалик. Видимо, именно это имя и привело в музей значительную часть участников. Но если судить по анкетам, которые заполнили пришедшие на встречу, произведения писательницы мало кто читал. Очевидно, сыграли свою роль короткие истории в картинках о «Зайце ПЦ», которые видели в социальных сетях почти все. Круг интересов Линор Горалик как нельзя лучше соответствует эклектичности современного интернет-пространства. Она и поэт, и теоретик моды, и метафизик, размышляющий о природе ада, и автор романа о порнографической индустрии будущего, и исследователь роли табу на педофилию в современной культуре... Самарцам Линор читает стихи.
Чтения второго гостя, поэта Станислава Львовского закрывали семинар на следующий день. Если новаторства Линор Горалик во многом связаны с освоением форматов и языков современной массовой культуры, то Станислав Львовский, скорее, продолжает поэтическую линию, восходящую еще к поэтам группы «ОБЭРИУ» 1930-х годов, для которых поиски нового языка были неотделимы от поисков новых способов мышления. Время течет одновременно в нескольких направлениях, ритм объединяет слова в один «расплавленный поток».
Технология ощупывания слона
Научная часть семинара, предполагающая доклады гостей и самарских экспертов, проходила между двумя поэтическими блоками. Вероятно, для описания происходящего вполне подойдет образ из известной притчи об ощупывании слона слепыми, которую не раз вспоминала Линор Горалик. Слоном были, то вместе, то попеременно, современная поэзия и современное общество. Слепота в данном случае - следствие не недостатка знаний, а недостатка дистанции: мы живем внутри явления, о котором пытаемся думать. В этой части тон задавал литературовед из Москвы Илья Кукулин, выступивший и в роли докладчика, и в роли лектора, и автора бесконечных добавлений к сообщениям других докладчиков.
Станислав Львовский показал себя блестящим аналитиком, прочитав пространный доклад о причинах эволюции образа Поэта в общественном сознании. Многие часто сравнивают нынешнее время с 1960-ми годами, когда поэты собирали стадионы. Сравнение это, конечно, не в пользу современной поэзии, но, по Львовскому, поэтический бум 1960-х был обусловлен социально-культурными причинами, а не гениальностью литераторов того времени. Запад переживал в то время переход к постиндустриальному обществу, когда «ценности выживания заменяются ценностями самовыражения», СССР же для того, чтобы не отстать в гонке вооружений, в большом количестве потребовались образованные инженеры, и в обоих случаях фигура поэта оказалась удобным символом смены общественных приоритетов. Сейчас же за внимание «потребителя» конкурирует огромное множество производителей самого разного контента, и надеяться на стадионы поэтам не приходится. Да и «потребитель» интеллектуального продукта все активнее доказывает, что он «не читатель, а писатель»: производит немудреные тексты, демотиваторы, клипы и распространяет их в Сети подчас успешнее, чем профессионалы. Тем не менее место для шага вперед у поэзии, конечно, есть, особенно если шаг этот будет сделан в области освоения новых типов опыта или в сфере синтеза разных жанров.
Еще был доклад модератора и идеолога семинара Виталия Лехциера о разных способах, которыми современная поэзия обосновывает свое право быть, и доклад профессора Ирины Саморуковой о том, как эволюционирует образ «Поэта-Мужчины» в эпоху «гендерного равноправия» (перспективы «мужской» поэзии докладчик описал словами «уходящая натура»). Наконец, Линор Горалик презентовала проект «Биографии поэтов, рассказанные ими самими»...
Встречи получились очень насыщенными, и это еще не конец. Самарцев ожидает еще одна серия «поэтической антропологии» и экспозиция о том, что такое «опыт современной поэзии», которую в Литературном музее планируют создать.
Виталий Лехциер, поэт, философ, соорганизатор семинара:
Хочется поблагодарить наших гостей - Линор Горалик, Станислава Львовского и Илью Кукулина - за искренность и самоотдачу во время работы семинара. И теоретическая часть, и творческие встречи с гостями, как поэтами, так и критиками, были захватывающе интересными. Прозвучало очень много такого, что всей участвовавшей в семинаре публике предстоит еще долго осмыслять. Видел в зале молодых поэтов, которые присутствовали на протяжении двух рабочих дней семинара, что вообще-то нелегко, видел их интерес ко всему происходящему, некоторую даже ошарашенность. Надеюсь только, что в следующий раз они будут активнее участвовать в дискуссиях.
Илья Кукулин, филолог, критик:
- В 2000-е у нас была хорошая литература, которую широкий читатель не заметил. Литература действительно быстро меняется вместе с обществом. Мы говорили о текстах, написанных в 2000-е. Но мне кажется, уже можно говорить о текстах 2010-х, которые не могли появиться раньше. Например, роман Валерия Вотрина «Логопед», который я имел честь читать в рукописи... Если пытаться выделить какие-то проблемные направления, наиболее характерные для литературы 2000-х, то можно говорить, например, о работе с исторической памятью, попытках проговорить скрытые в истории травмы. Следующие шаги, мне кажется, будут во многом связаны с изменением поэтического языка, вплоть до грамматики.