В книге описаны все премьеры театра за 77 лет, начиная с самого первого сезона 1935 года, то есть, говоря иными словами, все спектакли: роскошные «Аиды», лирические «Онегины», упоительные «Спящие красавицы» и хулиганский «Тимур и его команда», где, помнится, банда квакинцев выкатывала на сцену на трехколесных велосипедах... Упомянуты все имена, от ведущих солистов и режиссеров до хористов и рабочих сцены. В книге масса архивных фотографий; множество приведенных откликов прессы на премьеры делают текст объемным, заодно выстраивая дополнительную содержательную линию – антологию горьковской и нижегородской оперной и балетной критики.
Отдельная, уникальная глава книги Чуянова посвящена партнерским отношениям театра с нижегородскими художниками. Портреты знаменитых артистов, выполненные известными мастерами кисти, роспись фойе, бюст Пушкина перед входом и скульптура поэта в уже упомянутом фойе, многочисленные выставки – все это, в частности, напоминает о содружестве искусств, в результате которого и рождается непростое искусство оперы и балета.
- Самое главное, что театр остается неизменно верен лучшим мировым традициям, - подытоживает автор. - Особенно это важно сейчас, в эпоху «битвы опер», когда иные режиссеры не гнушаются самых странных, явно неуместных в трактовке шедевров прошлого «гениальных» ходов типа звука смываемого унитаза. Задача нижегородского оперного театра – донести до зрителя классику в ее лучшем виде и пронести дальше в будущее, ведь история оперы насчитывает свыше пятисот лет, и можно представить, какую селекцию, какой временной и культурный ценз прошли некоторые спектакли. Надо думать, они достойны внимания и бережного, вдумчивого к ним отношения.