Новости культуры российских регионов
25 ноября 2012
Центр

Со всех волостей

В центре Черноземья открылась всероссийская художественная выставка.

 Ее ждали, к ней не один месяц готовились – и вот случилось. Воронеж принял всероссийскую выставку, посвященную 175-летию Ивана Николаевича Крамского; она открылась в областном художественном музее. Около четырех сотен художников из регионов Центрального федерального округа вынесли на суд воронежского зрителя более шестисот работ (отобранных из полутора тысяч), выполненных в различных жанрах, техниках и художественных направлениях.

Москва, Белгород, Брянск, Курск, Липецк, Орел, Тамбов, Пенза и, естественно, Воронеж – представительство, которым может похвастаться далеко не каждый вернисаж, призванный объединять произведения мастеров нескольких областей.

Губернаторский портрет

Гостям всегда рады, а хозяев неизменно любим… Примерно так передала бы я впечатления от первого просмотра выставки. Хороших и разных работ много, есть, на мой взгляд, даже выдающиеся. Но едва ли не самый приятный момент – встреча с произведениями воронежских художников. Ирина Токарева и Виктор Бойченко, Евгений Щеглов и Николай Третьяков, Андрей и Валентина Богачевы, Вячеслав Знатков и Ирина Ворошилина, Ксения Успенская и Александр Лавров; ряд можно продолжать – и это будут авторы, способные украсить любую выставку. Любого калибра и любого статуса.

Показалось, что иногородние художники – не настолько «ровные» (в плане профессионализма), как наши. Но есть среди них те авторитеты, заслуги которых перед отечественным искусством не обсуждаются. Так, несколько работ для экспозиции подобрал сам Зураб Церетели, который в представлении не нуждается. А еще один народный художник, москвич Олег Савостюк, подкупил почтением к воронежской реальности: предложил на выставку портрет губернатора Алексея Гордеева. Позитивненький, да, не сказать веселый.

Называется выставка незамысловато – «Продолжая традиции…». За простотой названия – богатство красок, сюжетов, тем; достаточно сказать, что ее содержание, качественное и количественное, потребовало сразу трех выставочных площадок. Одновременно с музейным мероприятием старт всероссийскому показу был дан в обоих выставочных залах Воронежа – городском на Кирова, 8 и Союза художников на Пушкинской, 12. Но именно музей стал местом зрительского паломничества.

 Под занавес Года

 «Продолжая традиции…» – финал большой акции, которую затеяли в нашем городе в ознаменование Года Крамского.

– Этот год был отмечен несколькими значимыми выставками, в числе которых – выставка по итогам Острогожского пленэра, проходившего на родине Крамского, – напомнил директор музея Владимир Добромиров. – Сейчас готовится каталог к ней. Были и персональные выступления художников. А завершает Год Крамского проведение всероссийской выставки, и это – грандиозное событие.

Далее церемонией открытия «дирижировал» председатель правления Воронежского отделения Союза художников России и выставочного комитета Алексей Смирнов.

– У каждого мероприятия есть свой возбудитель,– коснулся Алексей Ефимович предыстории выставки. – На этот раз инициатива шла от воронежского Союза художников. И была поддержана Правительством Воронежской области и секретариатом нашего Союза. Примечательно, что участниками стали такие признанные мастера, как президент Российской академии художеств Зураб Церетели и председатель российского Союза художников Андрей Ковальчук.

О том, что воронежцам нужно гордиться всероссийской выставкой, говорил первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов. Он передал пожелания от Алексея Гордеева: художникам  - творческих успехов, зрителям – «получить по максимуму удовлетворения от просмотра».

Нерушимая связь

Уже упоминавшийся народный художник Андрей Ковальчук – не только председатель «главного» (большого) Союза художников. Он также – член президиума Совета по культуре и искусству при президенте РФ, действительный член АХ.

– Когда у Алексея Ефимовича возникла идея выставки, посвященной юбилею Крамского, мы на секретариате, думая об этой дате, согласились: конечно же, такая выставка должна состояться, – рассказал Андрей Николаевич. – Потому что Крамской – фигура для России уникальная. То серьезнейшее явление в русской живописи, да и культуре в целом, о котором нельзя забывать. С этим гением у каждого человека – своя связь. Однажды оформившись, она уже никуда не девается – знаю это по себе. Когда я еще был совсем молодым художником, в середине восьмидесятых, стал искать: какую композицию могу сделать, связанную с образом Крамского? И сделал вещь, которая находится здесь, в этой экспозиции. Столько выставок прошла! Я никак не думал, что однажды найденное сохранится на долгие годы… А буквально несколько дней назад в беседе с Зурабом Константиновичем Церетели мы рассуждали о том, что эта выставка не может остаться незамеченной и Российской академией художеств. Поэтому сразу несколько академиков в ней участвуют.

Другим – наука!

Следом звучали многочисленные благодарности воронежским организаторам. Гости – от столичных академиков до представителей регионов – на доброе слово не скупились. Конечно, особых откровений на подобных мероприятиях не бывает (формат не тот, не камерный). Но опять же, представительство выступавших говорит само за себя: к микрофону один за другим выходили люди, у которых явно свободного времени не море. И поехать, кроме Воронежа, им есть куда. Но они свой выбор сделали в пользу нашего праздника – разве не приятно?

А еще приятнее то, что по примеру Воронежа другие города захотели отметить заслуги своих знаменитых уроженцев. Так, председатель Орловской организации Союза художников Владимир Блинов сказал:

– Иван Николаевич Крамской, как известно, возглавлял «Товарищество передвижных художественных выставок». Но! Идея создания этой организации была высказана жителем Орловской губернии Григорием Мясоедовым. Он обдумал ее, находясь за границей вместе с Николаем Ге: сходное явление появилось тогда, во второй половине XIX века, в Англии. А Иван Николаевич, обладавший острым умом и политической прозорливостью, сумел создать «Товарищество» и продержать его на плаву длительное время. Да что там длительное: в это общество можно вступить и сегодня. Так связаны традиции и современность – благодаря великим предшественникам. И я, вдохновившись воронежской выставкой, обещаю: в следующем году мы в Орле постараемся сделать такой же праздник искусства, посвященный Григорию Мясоедову.

Как говорится – что и требовалось…