Новости культуры российских регионов
21 ноября 2012
Сибирь

О, юность! О, надежды!

Сибирская «Романсиада» по достоинству оценила артистизм, обаяние и голоса молодых исполнителей романса.

 Вот уже 16 лет историю русского романса невозможно представить без «Романсиады» - Международного конкурса молодых исполнителей русского романса. Родившийся на излете ХХ века по инициативе заслуженной артистки Галины Рождественской, он и в XXI продолжает собирать лучшие голоса не только России, но и всего мира, кто ценит и любит этот камерный вокальный жанр. И культурную жизнь Томска теперь уже трудно вообразить без сибирского тура «Романсиады». С 16 по 18 ноября Томск в двенадцатый раз принимал у себя молодых исполнителей романса Урала и Сибири.

Шестнадцать городов прислали своих солистов, от самых юных до опытных и зрелых. Хотя официально в конкурсе могут принимать участие вокалисты от 17 до 28 лет, но «Романсиада» давно расширила свои возрастные границы, пригласила к певческому состязанию даже любителей. Поэтому возрастной диапазон нынешних конкурсантов, от 10 лет до 71 года. На одном конце - ученицы Анна Фролова из Томска и Вероника Андрейченко из Новокузнецка, на другом – преподаватель школы искусств Иван Яковлевич Нечаев из поселка Рассвет Томского района. Всего 56 певцов в течение двух дней радовали публику своими голосами, обаянием и артистизмом.

И если публика неизменно откликалась аплодисментами на каждое выступление и готова была одарить всех артистов любовью, то жюри вынуждено было до времени скрывать свои эмоции. В этом году конкурсантов оценивали народный артист Бурятии, солист Новосибирского театра оперы и балета, преподаватель Новосибирской консерватории Шагдар Зондуев, заслуженный деятель искусств России, руководитель хоровой студии «Надежда» Новокузнецка Нина Курихина, народная артистка России, солистка Северского музыкального театра Людмила Травкина, концертмейстер «Романсиады», лауреат и дипломант Всероссийских конкурсов пианистов Оксана Петриченко. По традиции жюри Сибирского тура «Романсиады» возглавил народный артист России, профессор Уральской консерватории Николай Голышев. И как всегда тон обсуждению и динамику всему конкурсу задавала заслуженный деятель искусств РФ, заслуженная артистка России, автор, художественный руководитель «Романсиады» Галина Преображенская.

Галина Сергеевна была и ведущей гала-концерта, со сцены Большого концертного зала она от всей души благодарила администрацию Томской области за то, что все 12 лет руководители региона покровительствуют конкурсу, обеспечивают ему комфортное существование на томской земле. Другой ведущий концерта Илья Гваракидзе уже от имени томской публики поблагодарил остальных организаторов «Романсиады» - Московский Дом романса, благотворительный фонд «Романсиада», Томскую областную филармонию, Томский музыкальный колледж им. Э.Денисова.

И так уж повелось, что Сибирский тур завершает весь отборочный цикл «Романсиады». В этом году география конкурса расширилась. Впервые «Романсида» прошла в Гатчине Ленинградской области, туда приехали певцы северо-запада России. Эстафету дебютантов приняла Литва, в Вильнюсе собрались не только литовские вокалисты, но и солисты из Белоруссии, Латвии, Эстонии. Это только доказывает, что для русского романса действительно не существует никаких границ. 14 декабря на сцену Колонного зала Дома союзов выйдут победители региональных туров. Урал и Сибирь будет представлять …

Прежде чем назвать имя обладателя Гран-При  сибирской «Романсиады» и других лауреатов Галина Преображенская попросила и томскую публику «побыть немного членами жюри», оценивая аплодисментами выступления уже лауреатов. По ее мнению, «конкурс оказался очень ровным, насыщенным, талантливым, красивым». Для самих же конкурсантов он напоминал сюжеты многих известных романсов, где поется «про любовь и печаль», где есть место коварству и неожиданным встречам, высоким чувствам и легкой насмешке. Волнения за сценой порой достигало такого накала, что у вокалистов в горле все пересыхало. Особенно переживали юные певцы, среди которых было много томских школьников. За них волновались и педагоги, и родители, которые в фойе музыкального колледжа, замирали, затаивали дыхание, когда их дети пели. «Соберись!» - напутствовала каждую свою ученицу по вокалу Нина Безпятника. И в этом наставлении требование «привести голову в порядок, хорошо, организовать всю систему, которая участвует в рождении звука, а главное - вдохнуть эмоциональную жизнь в произведение».

Валерия Матросова из Тюмени за время своей концертной деятельности (профессионально поет она семь лет из своих 23) научилась справляться с волнением. А вот радость не могла скрыть: «Романсиада» – для меня это новый уровень, рада, что оказалась здесь, рада, что прошла во второй тур и пела в органном зале, акустика - потрясающая, и публика такая, которой хочется отдавать и отдавать себя». Слушателями, Томском, еще больше самой «Романсиадой» была и восхищена и 18-летняя студентка Алтайского музыкального колледжа Анастасия Ременскова. «В романсе открываются все чувства, вся глубина русской души, наверное, потому что это самое святое, что есть в русской музыке», - призналась она перед тем как выйти на сцену. Она еще не знала, что ее исполнение романса Варламова «На заре ты ее не буди» так восхитит жюри, что ее  назовут «Надеждой Романсиады». 

Что уж говорить про малышей, когда даже победитель в номинации «Романсиада без границ», умудренный жизненным опытом Иван Нечаев на гала-концерте от волнения или радости  забыл слова шуточной романса-сценки «Червяк» Даргомыжского. Бывает! Зато на первом туре он блестяще ее исполнил. А представляете, что пережила Эльвира Докулак, певица из Кызыла, когда ее сняли с поезда и вели срочно ехать в Большой концертный зал, чтобы получить диплом за второе место и спеть на гала-концерте?! Надо сказать, финал «Романсиады» был насыщен подобного рода сюрпризами. Дмитрию Злобину, 21-летнему артисту Красноярского музыкального театра,  тут же, на сцене придумали псевдоним – Незлобин, под стать его характеру. А когда он зажег зал песней Николки из оперетты «Бабий бунт»: «У цыгана жизнь кочевая», ни у кого не осталось сомнений, что победа в номинации «артистизм и обаяние» ему досталась заслуженно.

Гала-концерт продемонстрировал еще одну традицию «Романсиады» - победителей основного конкурса поздравляли члены жюри, а в качестве напутствия пели им романсы. Самым трогательным и совершеннейшим сюрпризом для публики и конкурсантов оказалось признание председателя жюри Николая Голышева, что в этом году он отмечает 70-летие трудовой биографии, ибо начинал еще  ребенком, «во время войны стоял на ящике у станка». Свое выступление он адресовал не только обладателям дипломов первой степени Ярославе Прокофьевой (Челябинск) и Сергею Кайдалову (Прокопьевск), но и другим дипломантам – Алексею Пьянкову и Эдуарду Шнурру (2 место), Юлии Кукариной и Василию Халецкому (3 место).

Когда же на сцену вышла 17-летняя Эльмира Караханова из Новокузнецка и объявили, что она и есть обладатель Гран-При, искушенная публика ахнула: как, в 17 лет – и будет петь в Колонном зале Дома Союзов! Прослушав романс Даргомыжского «Шестнадцать лет», слушатели изумились еще раз дивной красоте ее голоса, ее обаянию, ее артистизму. Казалось, у ведущих не осталось в их волшебном рукаве больше никаких сюрпризов. Но нет! Галина Преображенская перед самым финалом выпустила на сцену родную сестру победительницы,  14-летнюю Эльнару Караханову, которая открывала гала-концерт. Сестры тут же, на глазах у зрителей, договорились и красиво спели романс Варламова «Что мне жить и тужить…». И всем стало ясно, что Томск открыл новую музыкальную династию – династию Карахановых. Что тут сказать? Можно только спеть: «О, юность! О, надежды!»…