Новости культуры российских регионов
20 ноября 2012
Поволжье

Классика на старинных скрипках

В Самарской филармонии прошел концерт-презентация «Пять великих скрипок».

 

Публика услышала инструменты работы Амати, Гваданини, Вильома, Страдивари и Гварнери. На них Дмитрий Коган с Ириной Макаровой и оркестром Volga philharmonic исполнили шедевры классики.

Концерт проходил в рамках проекта «Пять великих скрипок», инициированного Фондом поддержки уникальных культурных проектов имени Когана, учрежденным екатеринбургским политиком, бизнесменом, меценатом Валерием Савельевым и заслуженным артистом России Дмитрием Коганом . Целью проекта является знакомство слушателя со звучанием уникальных инструментов работы старинных мастеров Амати, Гваданини, Вильома, Страдивари и Гварнери. Проект включает серию концертов. Они начались в городах Дальнего Востока, продолжились на Урале и Поволжье, а закончатся в Москве.

Выступление в Самаре сопровождал полный аншлаг. На концерт пришли и стар, и млад. Простые слушатели, ученики и выпускники музыкальных заведений нетерпеливо ерзали, ожидая музыкантов. Дмитрий Коган не стал испытывать терпение зала и своевременно вышел на сцену. Он был немногословен, вкратце поочередно представлял инструменты, бережно извлекал их из футляров и в полной тишине благоговейно играл на каждом по одному-два специально подобранных для скрипок произведения. В первом отделении звучали сочинения композиторов для скрипки и фортепиано, на котором играла Ирина Макарова.

Первой в руках Когана запела скрипка Амати. Вслушиваясь, публика сразу ощутила разницу между обычной скрипкой и работой виртуоза: мастерская игра позволила прочувствовать блестящее звучание инструмента и расслышать малейшие оттенки звучащего произведения. Потом на более темпераментном инструменте Гваданини 1764 года Коган исполнил скерцо Брамса. Особенно эмоционально прозвучала скрипка Вильома, на которой было сыграно «Размышление» Массне и Канцонетта Годара. На известном «золотым» тембром инструменте Страдивари Коган исполнил рапсодии Уильямса и Равеля. Красивым завершением первого отделения стала фантазия Фролова на тему оперы Гершвина «Порги и Бесс»: ее скрипач исполнил на славящейся «дьявольской» мощью звучания скрипке Гварнери.

Судя по громкости оваций и количеству поднесенных букетов, публика была в полном восторге от концерта. Правда, некоторые слушатели не ограничились стандартным выражением признательности и жаждали познакомиться с великими скрипками не только на слух, но и на ощупь. В конце первого отделения сотрудники филармонии и охраняющие скрипки секьюрити не смогли остановить выбежавшего на сцену маленького мальчика — он во что бы то ни стало хотел в прямом смысле прикоснуться к инструменту Гварнери. Дмитрию Когану пришлось проявить чудеса изворотливости, чтобы спасти скрипку от настойчивого ребенка, пока его от греха подальше не увели взрослые.

Во втором отделении подобных эксцессов не наблюдалось. Дмитрий Коган, теперь уже в сопровождении камерного оркестра Volga philharmonic, играл цикл Астора Пьяццоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». Сначала в «Лето» слушателей погрузила скрипка Амати. Его сменила тоска «Зимы», бережно переданная инструментом Страдивари. Расцвет «Весны» воспела скрипка Гварнери. И завершился цикл меланхолией «Осени» (Гваданини). Гранд-Танго же прозвучало на скрипке работы Вильома.

Однако цикл Пьяццоллы только больше распалил меломанию слушателей. Ненасытные ценители прекрасного не хотели отпускать скрипача, и он с радостью бисировал, исполнив напоследок Крейслера и Паганини.