Новости культуры российских регионов
9 ноября 2012
Поволжье

Итальянское дирижирование

Карло Голдстейн открыл серию концертов «Современное дирижерское искусство».

В исполнении симфонического академического оркестра Самарской филармонии под управлением маэстро Карло Голдстейна прозвучали фрагменты из итальянских опер. В концерте также приняла участие солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь (сопрано).

Корло Голдстейн, впервые приехавший в наш город, признан одним из самых талантливых молодых дирижеров Италии. Он выступает и как симфонический, и как оперный дирижер, является лауреатом множества международных конкурсов, в 2009 году стал обладателем первой премии самого престижного Международного конкурса дирижеров в Австрии. Карло Голдстейн питает давнюю любовь к русской музыке, выделяя для себя в плеяде русских композиторов Чайковского и Мусоргского. Однако на концерте в Самарской филармонии звучали в основном произведения итальянских композиторов. Каждое исполнение предваряло выступление лектора-музыковеда Ирины Цыгановой. Концерт открылся увертюрой к опере «Семирамида» Джоаккино Россини. Говорят, что для Россини опера «Семирамида» стала тем же, чем для Наполеона сражение под Аустерлицем - самым большим успехом. Кстати, либретто оперы написал Гаэтано Росси, постоянный либреттист театра Ла Фениче, который в 1810 году был придворным либреттистом Наполеона. Премьера «Семирамиды» состоялась в театре Лa Фениче 3 февраля 1823 года. Россини вызывали девять раз, и после спектакля до дома его сопровождали тридцать гондол, в которых духовой оркестр играл популярные мелодии из его опер. Что касается увертюры, то уже давно это яркое оркестровое произведение живет самостоятельной концертной жизнью.

В концертной программе прозвучали также элегия «Хризантемы» и интермеццо из оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини. Эти два произведения связаны между собой и внутренними и внешними связями и поэтому исполнялись одна за другой, словно две части единого произведения. Опера «Манон Леско» стала всего лишь третьей у Джакомо Пуччини, две предыдущие не имели успеха. К написанию оперы «Манон Леско», основанной на сюжете романа аббата Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» композитор обратился несмотря на то, что в театрах с успехом уже шла опера Жюля Массне, написанная на тот же сюжет. Однако сочинение Пуччини сразу завоевало признание, а со временем и потеснило оперу Массне. «Его Манон — француженка, это пудра и менуэт; моя итальянка, то есть страсть и отчаяние», — так говорил сам Пуччини. В период работы на «Манон Леско» Джакомо Пуччини, узнав о смерти своего близкого друга герцога Савойского сочиняет элегию для струнного квартета «Хризантемы». Тема прозвучавшая в элегии, затем появляется и в «Манон Леско» и именно в том случае, когда произведения исполняются рядом, это легко проследить. Завершилось первое отделение концерта увертюрой к опере «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди.

Вторым гостем концерта стала солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенная солистка Государственного академического Большого театра России Мария Пахарь (сопрано). Обладательница нежного, наполненного переливами и в то же время сильного голоса начала свое выступление также с опер Пуччини. Прозвучали ария Тоски из оперы «Тоска» и ария Чио-чио-сан из оперы «Мадам Баттерфляй». Кроме того, Мария Пахарь исполнила арию Русалки из оперы Антонина Дворжака «Русалка» и каватину Леоноры из оперы «Трубадур» Джузеппе Верди. В исполнении симфонического оркестра также прозвучала увертюра из оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы».