Новости культуры российских регионов
4 октября 2012
Сибирь

Оркестру нужна свежая кровь

Ученица Геннадия Рождественского откроет симфонический сезон в Томске.

«Симфоническими танцами» Сергея Рахманинова 7 октября Томский симфонический оркестр открывает 67-й концертный сезон. За дирижерским пультом – дирижер из Швеции Мария Эклунд. В афише еще одно произведение Рахманинова - Концерт для фортепиано с оркестром №3. И еще одно имя – солировать на фортепиано во втором отделении будет лауреат международных конкурсов, солист Московской академической филармонии Дмитрий Гордин.

Такой выбор произведений, сделанный Марий Эклунд, неслучаен. В этом году музыкальный мир отмечает 140-летию со дня рождения великого русского композитора, последнего романтика ХХ века Сергея Рахманинова. «Симфонические танцы» и 3-й концерт написаны в последнее десятилетие его жизни, где тема Родины звучит особенно пронзительно. Эта тема, центральная для творчества Рахманинова, близка и Марии Эклунд, русской по рождению, выпускнице Московской государственной консерватории, живущей сейчас в Швеции и дающей концерты по всему миру. Неслучайно произведения Рахманинова были включены и в первый томский концерт, который дала Эклунд в мае этого года в Органном зале. Здесь же она будет дирижировать и 14 октября, когда солировать будет звезда мирового исполнительства, виолончель № 1 Александр Князев.

- Мария – ученица известного дирижера Геннадия Рождественского. Само по себе женщина – дирижер – явление редкое, а талантливая женщина-дирижер – уникальное явление, - говорит Марина Шерина, директор Томской филармонии.

Марина Алексеевна призналась, что фамилия Эклунд стоит в списке претендентов на пост главного дирижера Томского академического симфонического оркестра. Ее конкурентами выступают мужчины – Сесар Альварес, почетный дирижер ТАСО, любимец томской публики, и москвич Эдуард Дедюра. Несмотря на то, что в прошлом году был проведен конкурс на замещение этой должности, и его занял Сергей Ханукает, но по семейным и творческим обстоятельствам Ханукаев вынужден был отказаться от поста главного дирижера. 

- Сейчас мы приглашаем дирижеров на отдельные программы, чтобы дать возможность каждому поработать с оркестром, заодно присмотреться к нему, что он будет предлагать, - объясняет свою тактику Марина Шерина.

Для  верных поклонников классической музыки Томская филармония приготовила разнообразное меню абонементов. При поддержке министерства культуры РФ, Московской государственной филармонии будет реализован уникальный проект «Звезды XXI века». Своим искусством томскую публику порадуют Сергей Антонов (виолончель), Михаил Почекин (скрипка), Илья Казанцев (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Андрей Баранов (скрипка). В рамках проекта «Орган пяти континентов» томичи услышат органистов из Австралии, Южной и Северной Америк, ЮАР, Европы.

Абонемент «Нескучная классика» уже начал действовать 30 сентября. На концерте  «Музыка в садах и парках» слушатели узнали, для какой аудитории, для каких парках писал свои великолепные серенады Моцарт, как возникла «Музыка на воде» Генделя, и как из XIX века до наших дней дошла традиция исполнения вальсов Иоганна Штрауса на открытом воздухе. Томский академический симфонический оркестр приглашает послушать «Диалоги: старинная и современная музыка» и «Концерты с сюжетом», а детей – на «Сказки с оркестром».

На концертах цикла «Дети играют с оркестром» юные музыканты выйдут на одну сцену с профессионалами Томского симфонического оркестра. Есть абонементы и для маленьких слушателей и их родителей «От двух до пяти», «Музыкальные путешествия с приключениями» и даже для не родившихся еще детей «Необыкновенное чудо», на концерты этого цикла приглашаются беременные женщины. «О музыке, театре и кино» будет рассказывать ведущая Василиса Сыпченко, а известный музыковед Вера Тимофеева  открывает свою музыкальную гостиную для публики без возрастных ограничений.

- Иногда по материальным причинам не получается пригласить такого музыканта, кого хотелось бы, - призналась Марина Шерина. - Потому что в Большом концертном зале нет большого концертного рояля.

Однако директор филармонии надеется, что когда-нибудь «Стенвей» будет и в БКЗ. Но главная проблема - кадровый голод. «Оркестру нужна свежая кровь, новые вливания, - признается директор филармонии. - Состав оркестра не полностью укомплектован». Причины недокомплекта очевидны не только специалистам – в Томске нет своей консерватории, как в Новосибирске, а Институт культуры ТГУ и музыкальный колледж не могут полностью закрыть все вакансии. «В Новосибирске мы запрашивали 12 музыкантов, а оркестр пополнился только четырьмя. Они в нашем штате, и мы им рады», - призналась  Марина Алексеевна. Кроме того, выразила надежду, «правительство Томской области финансово поддержит жизнь оркестра»

- Томский симфонический оркестр – это коллектив, которым область может гордиться, - заявила директор филармонии накануне открытия 67-го концертного сезона. – Томск создал свой первый оркестр много раньше, чем другие города Сибири. В 1879 году по решению Императорского русского музыкального общества у нас было создано Томское отделение музыкального общества, а по сути, началась «великолепная филармоническая деятельность». Мы бы хотели, чтобы наш Томский симфонический оркестр был среди лучших региональных коллективов. Гремел на всю Россию.