Новости культуры российских регионов
3 октября 2012
Поволжье

Михаил Альков: «Фураги-шоу - это своеобразный гимн Безымянке»

5 октября в «Звезде» пройдет концерт проекта «Фураги-шоу», приуроченный к выходу сборника куйбышевского городского фольклора 1970-1980-х годов, исполненного самыми интересными самарскими музыкантами.

О творческой составляющей проекта рассказывает его идеолог и инициатор Михаил Альков.

 

- Как собирались песни для проекта?

 - После того как эта в шутку прозвучавшая идея нашла отклик, мы попытались понять, что самобытного есть в самарском городском фольклоре, кроме всем известной песни «Самара-городок», которая к идее проекта не подходила. Выяснилось, что в основном это те же песни, что гуляли по всему Союзу, но с небольшими диалектными отличиями. Хотя есть и чисто местные песни, вроде «Шумный город Самара». Мы ходили, расспрашивали своих знакомых, родителей, сами вспоминали… Ну, естественно, первое, что пришло в голову в связи с фурагами, это местечковый кавер песни из фильма «Генералы песчаных карьеров» «На сквер Калинина...». Правда, тут же мы выяснили, что никто больше двух куплетов песни не знает. И эти два куплета существуют в разных вариациях. В итоге еще один мы досочинили сами. Да и в некоторых других песнях мы проявили авторскую смекалку. Где-то «Лондон» на «Самара» поменяли… Но все эти песни реально пели в Куйбышеве в 1970-1980-х годах. В итоге получилось, что репертуар мы сами подобрали. А потом уже начали предлагать исполнителям.

 - Сколько времени всего ушло на подготовку проекта?

 - На подготовку всей этой затеи ушел год. Но это с небольшими временными разрывами. Нужно было дооформить идею. Сразу стало понятно, что просто выпускать диск сейчас нет особого смысла. Его выход может остаться незамеченным. Поэтому когда мы поняли, что материал получается интересным, а исполнители подходят с душой к каждой вещи, решили усилить выпуск диска каким-то мероприятием. Стало понятно, что каким бы спорным ни был бренд «фураги», он чисто самарский. И он обладает колоритом. Потому как вся их экипировка, вся эстетика мало где еще подавались так же, как в Самаре. Поэтому «фураги» - это, по большей части, просто хорошее название. А песни эти пели все. Не только фураги. Это современный городской фольклор.

- Понятно, по каким критериям подбирались песни. А как подбирали артистов? Как блюзмен Владимир Аветисян оказался на одном диске с маргинальным поэтом Федулом Жадным?

 - Ну естественно, какая-то «вкусовщина» присутствует. Поэтому мы начинали со своих друзей. Потом решили, что под такой постмодернистский проект можно пригласить и группу Владимира Аветисяна «D’Black». Но в данном случае, не мы им предлагали свой репертуар, а предложили им самим проявить смекалку и найти какую-то подходящую песню. И они нашли песню... Насколько я знаю, сам Аветисян вспомнил песню, которую играл в молодости в своем новокуйбышевском бэнде. И у этой песни есть автор из Новокуйбышевска. Она чуть менее кровожадная, чем остальной материал записанный на диске, но она очень хорошо вписалась в формат. И они нашли автора песни, который сейчас живет в Питере, и заключили с ним авторское соглашение.

Еще мы старались стилистически разнообразить материал на диске. Легко было скатиться в формат сплошного рока или сплошной электроники. Смотрели на вещь, в которой 18 куплетов, и понимали, что из неё нужно сделать хип-хоп или даб. Потому что и текст по размеру подходит. А некоторые вещи вообще спонтанно возникали прямо на студии. Например, мы поняли, что нам не хватает чего-то в духе Тома Уэйтса. А кто-то и по полгода мучался…

 - Сколько треков было записано и сколько войдет в конечный вариант альбома?

 - Записано было 18 песен. Войдет в альбом 15. А две пойдут бонусом. Один трек у нас не пошел. Он оказался слишком экспериментальным и узкоформатным. Интересным, но слишком сложным для обывателя.

 - То есть ваш музыкальный продукт ориентирован на самую широкую аудиторию?

 - Мы хотим, чтобы продукт был универсальным, раз уж он должен стать визитной карточкой для музыкантов Самары. Кто-то из тех, кого мы приглашали, отказывался от участия проекта из-за того, что считал такой репертуар не близким себе. А многие потом, услышав песни, сделанные товарищами, опомнившись, обращались с просьбами об участии. Поэтому возможно у проекта будет продолжение, потому что уж больно благодатна тема дворовых песен. И многие с удовольствием поют эти песни…

Когда мы делали фестиваль «Самый плохой», мы хотели объединить поколения через  музыку. Но этого не получилось. Людям, родвшимся после социализма, это было не интересно. Молодняку, который выступал на фестивале, были неинтересны даже сверстники. Ничего, кроме собственного творчества. Они отыгрывали и уходили. Не все, конечно, но большинство. Тогда музыкой объединить не получилось. А тут в спонтанном процессе много участников сами собой вовлеклись в проект.

- Когда же можно будет послушать диск?

 - 25 октября мы планируем концерт в «Звезде». Там же можно будет купить и первую партию дисков. Но небольшие трейлеры песен мы будем выкладывать в Интернете до концерта. Примерно минутные куски. А одну песню можно уже послушать в Сети. Она выложена целиком в виде клипа.

- Расскажите поподробнее об этом клипе.

 - Состав участников в процессе съемок менялся раз десять. Начали снимать все в 8 утра в понедельник - в театральный выходной день. Снимали на самую объединяющую вещь «На сквер Калинина упал туман», своеобразный гимн Безымянки. В студии пели его почти все участники проекта. И многие приняли участие в съемках. У нас на съемочной площадке сложилась замечательная атмосфера взаимопонимания. Мы много импровизировали. И эта атмосфера чувствуется в конечном продукте. Уже можете посмотреть клип в Интернете.

 

Справка:

«Фураги» – субкультура, оформившаяся в Куйбышеве в конце 1970-х – начале 1980-х. Затем она распространилась на разные районы Куйбышевской области. Дресс-код фураг: кепки-бабайки, белые шарфы, ботинки на высокой подошве, значки с изображением Ленина. Противостояли прозападно ориентированной молодежи, которую называли «быками», а также комсомольским активистам – «комсюкам». Фураги отличались девиантным поведением, нередко участвовали в массовых драках. Преимущественно были распространены на рабочих окраинах Куйбышева – в районе Авроры и на Безымянке.