Новости культуры российских регионов
20 сентября 2012
Северо-Запад

Удивить есть чем

В Карельском научном центре РАН состоялась презентация российско-финского проекта «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма».

Проект будет осуществляться в двух городах – финском Йоэнсуу и столице Карелии. Одна из его задач – создание новых турпродуктов, развитие информационных каналов.

На культуре акцент сделан не случайно. Сегодня все большую популярность приобретает именно культурно-исторический и экологический туризм. По мнению представителя финской турфирмы «Маткакарьяла» Айри Песси-Мустонен, 80 процентов туристов, желающих посетить Карелию, привлекают в первую очередь ее памятники истории и культуры, ее театры и музеи, различные культурные мероприятия – музыкальные и театральные фестивали, выставки.

Нам есть чем удивить. Однако, по данным, которые привел начальник управления экономики и инвестиционной политики комитета экономического развития мэрии Петрозаводска С. Филин, поток туристов  в последнее время уменьшается.

Турист сегодня, и наш и зарубежный, требовательный.  Он не готов швырять деньги налево и направо, и когда платит, требует соответствующего уровня услуг. Еще для него важно общее впечатление, которое он получает от турпоездки. Ему нужны новые ощущения. Его интересуют не только природа или памятники истории, но и образ жизни той страны, куда он приехал. Но если по части удовлетворения культурных ожиданий приезжающих к нам туристов мы не уступим ни одной стране (а Карелия ни одному региону России), то в остальном – увы!

Приветствуя участников семинара, руководитель Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Анна-Мария Лиукко не скрывала своих симпатий к Петрозаводску. Но добавила, что во время прогулок у нее часто возникают идеи по использованию тех или иных зданий, по благоустройству уголков города. И привела пример: отреставрировав старый заводской корпус завода по производству кабеля, городские власти Хельсинки отдали его общественным организациям финской столицы, и там буквально забурлила новая жизнь.

Утверждать, что кроме деклараций о развитии туризма в Петрозаводске ничего не делается, несправедливо. О том, что уже сделано, и ближайшие планы представили  администрация Петрозаводска, министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Карелии, музей-заповедник «Кижи», который хранит то, что еще осталось от квартала старой застройки. Праздник «Иллюзии старого города» –  тот самый турпродукт, который так нужен Петрозаводску.

Разговор о развитии туризма в двух городах-участниках проекта – Петрозаводске и Йоэнсуу получился не только интересным, предметным, но и поучительным. Не только для карельской, но и для финской стороны. Ибо во главу угла был поставлен турист, его интересы, запросы, ожидания. Научившись удовлетворять их, мы научимся зарабатывать на туризме деньги. Пока же в России если турист и занимает в этом углу почетное место, то… в качестве липки, предназначенной только для того, чтобы ее ободрать.