Новости культуры российских регионов
5 сентября 2012
Центр

Между огнем и рукою

В музее им. Крамского открыта юбилейная выставка великого художника.

К 175 -летию со дня рождения Ивана  Николаевича Крамского, чье имя носит Воронежский областной художественный музей, в его выставочном зале развернута выставка «Художник и гражданин». Впервые предельно полно в Воронеже представлены произведения живописи и графики знаменитого мастера.

На зрителя «вышли» 40 произведений Крамского – все полотна из постоянной музейной экспозиции и  фондов плюс живописные и графические работы  Ивана Николаевича из Острогожского историко-художественного музея, также носящего  имя Крамского (напомним, что выдающийся художник – уроженец Острогожска).

В экспозиции  преобладают портретные работы. В биографическом плане наиболее интересны изображения  членов семьи художника: супруги  Софьи Николаевны, сыновей Анатолия и Николая, дочери Софьи, в замужестве Юнкер, впоследствии ставшей художницей. На выставке экспонируются несколько ее произведений, среди которых особенно ценен живописный портрет Крамского, исполненный в год  смерти  Ивана Николаевича(1887). Эта одна из самых ранних  работ Софьи Юнкер, принесшая  ей известность.

Примечательна графика, представленная в экспозиции: эскизы и наброски к полотнам «Майская ночь», «Поход Олега на Царьград». По личному ощущению, рисунки Ивана Николаевича – особо трогательные. Говорящие о том, как он любил и жалел все живое. И, само собой, об его отношении к делу…

«Я много потратил времени на рисунок, я лишался аппетита, когда нос оказывался не на своем месте или глаз сидит недостаточно глубоко; это было сущее несчастье. Но, наконец, я овладел материалом, я достиг до известной степени согласия между внутренним огнем, который там клокочет, и рукою, хладнокровно и спокойно, как будто нет никакой лихорадки, работающею…» Признание, тянущее на исповедь.

К выставке готовится каталог, но это пока – дело будущего.  А в настоящем стоит отметить, что обнародованы произведения  мастера накануне  большого события – Острогожского пленэра, на который съедутся художники из разных городов, включая столицу нашей Родины. Оттуда прибудут академики, члены РАХ…

– Это люди, которые знают о Крамском достаточно много, – рассуждал директор музея Владимир Добромиров. – И, тем не менее,  когда они, посмотрев эту выставку, уедут на пленэр – ощутят мощный импульсный толчок к осознанию серьезности подхода художника к искусству. Потому что для  большинства  личность Крамского  олицетворяет  понимание искусства как общественного служения вечным идеалам. Ради гуманного преображения жизни.