Новости культуры российских регионов
9 июля 2012
Поволжье

Александр Малиновский: «Я думаю, что в каждом большом писателе сидит ребенок»

Интервью с самарским писателем.

Недавно комитет по вопросам семьи, материнства и детства Государственной думы вышел с инициативой провести думские парламентские слушания по проблемам издания детской литературы. По результатам слушаний ожидается принятие законопроекта об издании книг для детей в России. В мае самарский писатель Александр Малиновский участвовал в заседании этого комитета. Александр Малиновский - автор около двадцати книг. Четыре последние - детские. За одну из них - повесть «Дом над Волгой» - он недавно был удостоен премии за лучшую детскую книгу, учрежденную Товариществом детских и юношеских писателей России. Сегодня Александр Малиновский - гостьАКИ.

 

«В каждом большом писателе сидит ребенок»

- Где граница между взрослой и детской литературой? Ведь часто бывает так, что книга, написанная для детей, охотно читается взрослыми. И наоборот, книга для взрослых со временем попадает в разряд детской литературы...

- Детская литература должна быть пронзительной. Ведь такое произведение создается «на вырост». И рассказ, повесть или сказка, прочитанные ребенком в детстве, будут сопровождать человека долгие годы. Я, например, до сих пор живу с впечатлением от прочитанного в детстве романа «Робинзон Крузо». Даниель Дефо написал жизнеутверждающую книгу. Мне кажется, молодому человеку в юности очень важно получить стимул к активной жизни. В настоящем детском произведении должна быть жизнеутверждающая нота. Я вообще думаю, что в каждом большом писателе сидит ребенок. Непосредственное восприятие жизни, характерное для пишущего человека, – в этом есть что-то детское. Писатель – тот, кто сохранил свежее, первородное восприятие того, что его окружает. Для него все вокруг кажется новым, каждый день он открывает для себя мир. По крайней мере, когда я пишу для детей, для меня это очень важно. Для писателя во многом, что кажется простым, есть огромная глубина. Я с сомнением отношусь к утверждению, что главное для детского писателя - это фантазия. Главное, по-моему, - это свежее восприятие мира и того, что было в детстве – в отношениях с природой, с людьми.

- Повесть «Дом над Волгой», за которую вы были удостоены премии, насколько я знаю, первоначально предназначалась для взрослых читателей...

- Действительно, я писал ее не для детей. Но получилось так, что она стала интересна и юным читателям. Иногда говорят, что в сегодняшней жизни нет героя, поэтому не о ком писать. Я с этим не согласен. Мне захотелось написать книгу о старом человеке, который представляет то поколение, которое сейчас уходит. Мне кажется, эти люди уходят незамеченными, так и не узнанными до конца. Книга эта - история жизни простого человека, родившегося на Волге, среди речников. И там много о детстве моей героини... Сейчас ей, ставшей прообразом моей героини, восемьдесят лет, но она сохранила в себе детское, непосредственное восприятие мира. Известно, что человек в старости часто возвращается памятью к своему детству, к своим истокам. Старые люди говорят: «Что было вчера, не помню, а что было в детстве – как живое перед глазами..»

- Но почему это может быть интересно нынешним детям, которые живут совсем в другом мире, у которых другие интересы?

- Книга наполнена подробностями той жизни. Интересно ведь, какие игрушки тогда были, какой быт, как люди питались, как одевались, как ездили на лошадях, какие отношения были между людьми. Многие же дети читают исторические романы. Среди ребят, которым сейчас лет по десять, ведь есть будущие историки, писатели, психологи. И им, я думаю, было бы любопытно узнать, как жизнь была устроена раньше. Мне, например, очень интересны подробности минувших эпох. Вот Пушкин пошел по Невскому... А какие у него ботинки были? Рядом с ним закурил его приятель. А какие он спички зажигал? Разве это не интересно было бы узнать?

- После «Дома над Волгой» вы еще что-то написали для детей?

- Недавно вышла моя книга стихов для малышей «Принесу вам детских крошек». Когда я писал эти стихи, меня не покидало чувство радости. Недавно я побывал в Утевке, на своей родине. Подошел ко мне знакомый с дочкой, дочке лет восемь. «А она, - говорит, - половину ваших стихов знает наизусть». И девочка прочитала несколько из них. Конечно, было приятно. Мне кажется, стихи для детей сразу должны ложиться на память. Сейчас работаю над циклом рассказов о животных для маленьких детей. Кстати, сейчас я перечитываю классиков. Они очеловечивают животных. Это близко живой душе, тем более — детской.

 

Полсотни книг для детей

- Недавно вы были участником заседания комитета по вопросам семьи, материнства и детства Государственной думы. Я знаю, что у вас есть собственные соображения по поводу издания детских книг, и они были предложены на заседании комитета. В чем их суть?

- У нынешних детей нет хороших книг. А библиотеки, как известно, страдают от того, что плохо пополняются фонды. Надо вернуть детям книгу! Каким образом? Создать государственную программу при одном из министерств, которая предусматривала бы ежегодное издание детских книг для всех регионов страны. Помните, в шестидесятые годы издавалась серия «Мои первые книжки»? Авторы отбирались бы на основе международного конкурса имени Алексея Толстого, организованного Товариществом детских и юношеских писателей, которым руководит известный детский автор, секретарь Союза писателей России Ирина Репьева. Мне кажется, можно было бы издавать каждый месяц по две-три книжки. В год получится около пятидесяти книг наиболее интересных авторов, которые пишут для детей. И не только российских. В конкурсе участвуют писатели из Европы, Америки. Если книга будет издана тиражом, допустим, 50 тысяч экземпляров, себестоимость ее будет небольшой, и она станет доступной по цене нашим библиотекам. Ведь сейчас детские книги очень дорогие и поэтому мало покупаются библиотеками. В Государственной думе при одном из комитетов я предлагаю создать попечительский совет, состоящий из известных деятелей культуры, который наблюдал бы за изданием книг, поощрением их авторов. Должно быть несколько детских издательств, которые работают по этой программе. Сейчас библиотеки на выделенные местными бюджетами средства покупают в основном книги местных авторов. Если будет принята эта программа, они будут закупать лучшие книги для детей всех российских писателей. Может быть, где-нибудь на Сахалине живет второй Пришвин? Почему мы должны его игнорировать? Думаю, что если будет принята эта программа, это повысит престиж и хорошей детской книги, и библиотеки, и престиж самого писателя, который сейчас полностью зависим от издательств. Кроме того, должен быть всероссийский детский литературный журнал с произведениями лауреатов конкурса и других лучших детских писателей. Его издание тоже курировал бы попечительский совет. Все эти предложения вошли в резолюцию, которая, я надеюсь, будет рассмотрена на парламентских слушаниях.

 

Наша справка

Александр Станиславович Малиновский родился в 1944 году в селе Утевка Нефтегорского района. Окончил химико-технологический факультет Куйбышевского политехнического института. Прошел путь от оператора до директора Куйбышевского завода синтетического спирта и Новокуйбышевского нефтехимического комбината.

Уйдя с производства, стал преподавать в Самарском техническом университете. Доктор технических наук, профессор, академик Российской инженерной академии, заслуженный изобретатель России. Член Союза писателей России. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников, в которых часто возвращается памятью к своему детству, к родному селу, крестьянскому быту. Лауреат всероссийской литературной премии «Русская повесть», премий имени Петра Ершова и имени Алексея Толстого.