Новости культуры российских регионов
9 июля 2012
Центр

Течение «Реки времени»

В галерее «Х.Л.А.М.» выставлены произведения столичного мастера.

Ирина Затуловская – имя в среде представителей и почитателей современного искусства уже культовое. Московскую художницу называют «Хармсом в живописи» (еще встречается определение «Хармс в юбке»), хотя с этим «титулом», безусловно почетным, можно поспорить: при всем уважении к Хармсу, той непосредственности и, главное, глубины высказывания, которая есть у Затуловской, у него нет. По мне, он и она – даже антиподы. Хармс – парадокс, человек-карнавал. Ирина – апологет естественности и внятности, начисто лишенный позы и аффектации.

– Работы Ирины Затуловской напоминают не столько классические картины, сколько иконы из какой-нибудь деревенской избы. Как и иконы, они хотят выглядеть не столько праздным произведением искусства, сколько незаменимой домашней утварью, исполняющей свои сакральные функции столь же исправно, сколь те же кадки или часы выполняют свое бытовое предназначение, – считает искусствовед Ирина Кулик. А заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский добавляет:

– Никакие стратегии и концепты не помогут художнику ровно и свободно дышать и в бытовом, и в бытийном, и в экзистенциальном пространствах. Затуловской это удается – благодаря тому, что не поддается описанию в терминах contemporary art, – дару естественности, легкому дыханию…

Стиральная доска с портретом Платонова поверх ребристой жести – изображение, вошедшее в серию «Русские писатели и поэты». Так просто, понятно и содержательно – и вместе с тем, так проницательно, свежо, остро. Художник знает про материал, с которым работает, что-то такое, чего не знает никто другой. И с полной уверенностью в правомочности своих деяний пишет на отживших дощечках, старых зеркалах и листах жести, сопровождая изображения текстом. Тоже простым. И тоже мудрым. Потому как и он – сама естественность, сродни детской. Практически – устами младенца…

Зрители единодушны: при взгляде на работы Ирины вспоминается русский лубок. Но – именно вспоминается. Потому что из-под руки Затуловской выходит не просто потешная или даже остроумная поделка – отзыв на конкретное событие. Ее изобретательные «рацпредложения» – искусство сегодняшнего дня, почитающее все (не только мыслимые – немыслимые тоже) возможности существования неживой природы и ее взаимодействия с человеком разумным. И откуда что берется…

– Что, Ирина, первично: замысел работы или материал – основа для нее? От чего отталкиваетесь?

– Я, в общем, сразу вижу – пригодится какая-нибудь штука в работе или нет. Но для чего именно пригодится, изначально непонятно. Понятно только потом, когда «заготовка» совпадает с идеей… Этот вопрос мне задают всегда – и я всегда отвечаю, что работа есть встреча идеи с материалом. Они, то есть, идут навстречу друг другу.

– Тогда об идее, вернее, идеях: при всей простоте и прозрачности ваших работ очевидно, что их автор – эрудит. Потому что куча ассоциаций рождается при взгляде на каждую вещь, несмотря на ее конкретику. Можно узнать об эстетических пристрастиях?

– С юности мой любимый автор – Андрей Платонов. И поэтому мне очень приятно находиться на Платоновском фестивале, для участия в котором я отобрала работы, касающиеся Андрея Платонова не впрямую. Они имеют отношение к литературе вообще: тут есть и пушкинские места, и хлебниковские идеи. Широкое поле вокруг Платонова…

– Да и диапазон тоже! Даже если только по двум упомянутым фамилиям судить: Пушкин и Хлебников. Полюсы…

– А мне не кажется, что это полюсы.

– Ну, по сути, вся литература и творчество вообще подчинены одним и тем же законам, пронизаны одними и теми же ритмами. Так что с этой точки зрения – не полюсы, да. И все-таки – насколько трудно было определиться с эстетикой, утвердиться в мире современного искусства? Очень ведь нелегко, выбрав столь оригинальный путь, стать признанным мастером…

– Эта дорога не закончилась – она продолжается. Путь выбран, конечно, непростой. И ощущения признанного мастера у меня нет. Нет такого, что – «ура, мы победили». Всегда есть место поиску. А поиск – дело сложное.

– Неужто ни одна работа не заставила крикнуть «ай да Пушкин, ай да сукин сын»?

– С работами – как с детьми; всегда проблемы и вопросы. Бывают, конечно, проблески: вот, сдал ребенок экзамен на «пять» – ну, хорошо.

– Отзывы о выставке – тот же экзамен. Так ведь?

– Конечно! Мне очень интересно мнение зрителей. Я ж в мастерской одна тружусь, никто этого процесса не видит. Вот здесь часть работ – они впервые выставляются…