Новости культуры российских регионов
9 июля 2012
Центр

Чувства добрые – Лиром

Театр кукол освоил Шекспира.

В воронежском театре кукол «Шут» сдали премьеру – «Короля Лира» Вильяма Шекспира. Надо ли уточнять, что спектакль столь мощного драматургического размаха для «кукольного формата» – не только достойный уважения выбор, но и известный риск?

Нельзя не отметить и тот факт, что постановщик новинки, штатный режиссер «Шута» Валентин Козловский значительного опыта в освоении «взрослых» форм не имеет. В его активе – спектакли, большей частью, для детей. В том числе – самых маленьких, которым еще интересен «Теремок» и иже с ним. А тут вдруг – пьеса мирового репертуара!

Легким движением руки

«Вдруг», впрочем – не наш вариант; разговоры о «Лире» шли в театре два последних года. За ними, разговорами, потихоньку, а, значит, тщательно готовились к работе  – об этой тщательности нетрудно догадаться  по окончательному варианту спектакля. Он  получился очень подробным, продуманным в мелочах. И богатым на художественно-техническое оснащение.

Замечательны планшетные куклы – едва ли не в человеческий рост (не ставить же, в самом деле, Шекспира с миниатюрками)! И они, и актеры в живом плане экипированы так, что стилистика сценического воплощения самой мрачной  британской трагедии читается с первых «тактов» спектакля: судя по колориту, сгущенной палитре зрелища, веселого времяпровождения зрителю не обещают.

Воронежские театралы привыкли к тому, что  главный художник «Шута» Елена Луценко, оформившая спектакль, способна удивить собственным оригинальным прочтением не только режиссерского замысла, но и драматургической мысли; практически каждая работа Елены – то, что адекватнее всего описывается эпитетом «авторская». Потому как стереотипное определение ей подобрать трудно – любое  будет не точным. В «Короле Лире» Луценко, придерживаясь привычных принципов в творчестве, еще и труднейший постановочный эффект обеспечила. Режиссер предусмотрел выразительный метод кукловождения: местами рукотворные персонажи из  властных, хитроумных, подлых, злых «людей» превращаются в бесформенные тряпки, безропотно «перелетающие» из рук одного актера к другому. Прием впечатляет и сам по себе, и функционально срабатывает на «отлично»: он и пафос момента способен снять «легким движением руки» кукловода, и эмоциональный пик действа заострить. А заодно напомнить: куклы – то, во что испокон веков принято играться…

Все, как  у людей

Сходную линию «чертит» музыка спектакля (композитор – Александр Балаян). Она – по стилю – подчеркнуто классична, с накалом, который может не только подстегнуть развитие событий, но и прервать его. Иной раз музыка кажется самодостаточной, вырывающейся из ткани событийных хитросплетений; она, одним словом – тоже Король Лир. Состоящий всецело из нот.

Страсти, кипящие на сцене более, в общей сложности, трех часов – сплошь роковые. Вообще мне представляется, что «нет повести печальнее на свете» – это не про «Ромео и Джульетту», а как раз про «Короля Лира».  Череда злодеяний, предательств, смертей, наконец… И тем эти страсти достовернее, чем заметнее разнятся – местами! – характеры куклы и актера, ею управляющего. Вернее, их реакции. Персонаж, скажем, изрекает нечто крамольное или неожиданное – артист смотрит на него с изумлением, осуждением, интересом… да каким угодно отношением, но – человеческим, а не  исполнительским. Такая непосредственная – якобы – оценка  происходящего, «выставляемая» наглядно тут же, в процессе происходящего,  есть доверительное  предложение зрителю объединиться.  С тем, чтобы сверить ощущения. А через миг кукла и ее «водитель»  опять неразделимы, опять совпали, опять заодно; «жонглирование»  таким приемами – находка, бесспорно. Как и некоторые другие «физико-механические» изобретения: так, большинство кукол, в силу их недюжинного роста, временами водят два, а то и три актера.  И не только водят: часто кукла жестикулирует «живыми» актерским руками.

Грех не остановиться и на отдельных ролях – комплиментов  заслуживают большинство исполнителей. Но больше прочих – заслуженный артист России Михаил Мальцев, играющий Лира. Собственно, понятно, на кого делалась  ставка при выборе пьесы: король Британии в интерпретации  Мальцева получился и властным, и способным к раскаянию. И всесильным, и беспомощным. И неприятным, и жалким. И справедливым, и недалеким… В общем, все как у людей, будь они трижды сановными особами.

И еще: посмотришь «Лира» в куклах – станешь бережнее относиться к ценностям  и обретениям собственной жизни. Потому что на фоне зловещего шекспировского полотна  «чувства добрые»  пробуждаются с новой жаждой: все познается в сравнении.