Новости культуры российских регионов
19 июня 2012
Урал

Реквием. Берлиоз

Впервые в городе прозвучало любимое произведение Берлиоза.

«Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для Реквиема», – писал Гектор Берлиоз. Когда в 1837 году премьера была отложена, он впал в уныние: «У меня украли мое настоящее и мое будущее».

Первая ассоциация, приходящая со словом «реквием», – Моцарт. Его бессмертное произведение навсегда вывело заупокойную мессу за рамки исключительно обрядовых жанров. «Реквием» Берлиоза – очередной этап развития жанра, закрепивший его на концертных площадках. С традиционной католической заупокойной мессой сочинение французского романтика роднит форма. В остальном это, скорее, музыкальное воплощение апокалиптических картин. Эпическая поэма, грандиозное музыкальное действо написано в память жертв Июльской революции. Неслучайно композитор, которого занимали картины крушения мира, предполагал, что его сочинение исполнят 500–800 музыкантов.

Свердловская филармония располагает меньшими творческими силами. «Реквием» исполнили 170 музыкантов (оркестр и хор). Однако произведённый эффект можно с равным успехом сравнить с необузданной стихией, взрывной волной, электрическим разрядом. Зал вибрировал и гудел. Замирал и вслушивался. Неслучайно концерт входит в абонемент «Девятый вал».

В исполнении музыки наивысшее обозначение динамики – форте фортиссимо. В некоторых частях «Реквиема», вероятно, его можно удваивать. Но звучащее следом контрастное пианиссимо («очень тихо») не пропадает на фоне громов – парит, трепещет.

Контраст – едва ли не основной приём «Реквиема». Монументальные, фресковые полотна сменяют утонченные, психологические картины. Громы и потрясения – прозрачностью, чуть ли не камерностью звучания. Дух музыки французской революции – аскетичным стилем средневековых песнопений. Но порой, казалось, что даже в моменты затишья дирижёр сдерживает рвущуюся наружу мощь, страсть, заложенную в произведении Берлиоза.

Воплотить столь мощный заряд способен далеко не каждый коллектив. Во-первых, счастливое сочетание в одних стенах сильного симфонического оркестра и симфохора встречается далеко не везде. Во-вторых, чтобы взять в репертуар подобное произведение, нужно обладать определённым классом исполнения (прихотливые мелодические построения, сложная полифония, оригинальная оркестровка). И то, и другое совпало. Оркестр и хор – две самостоятельные, гармонично сочетающиеся музыкальные краски. Для Свердловской филармонии «Реквием» Берлиоза – очередной успешно преодолённый девятый вал.