Кино на белой простыне
... Мало кто так фанатично был предан кино как Михаил Серков. Его отец, Михаил Федорович, работал заместителем директора Володарского военного завода в Ульяновске. Мама, Мария Павловна, окончила фельдшерско-акушерскую школу. Она рано ушла из жизни, когда Михаилу было 12 лет. Он очень тяжело переживал эту утрату. Но, возможно, уход близкого человека стал главным толчком к творчеству. Во всяком случае, он сам потом не раз говорил об этом. Любовь к искусству шла и от отца, который всю жизнь сочинял стихи. С седьмого класса Михаил Серков писал пьесы, сказки, рассказы. На школьной сцене поставил несколько пьес собственного сочинения.
Об огромной любви своих родителей и о своей семье Михаил Серков расскажет потом в фильме «Винновская роща», который стал одной из последних лент режиссера. Об этом фильме режиссер однажды сказал: «Я пришел к выводу, что самое главное в жизни - Любовь... Фильм об этом. Наша семья жила в атмосфере любви и радости. Отец умел каждое празднование Нового года превратить в сказку. Под его влиянием у меня появилось такое дворовое развлечение. Я выставлял фильмоскоп в окно, вывешивал белую простыню, и все смотрели диафильмы...»
«В добрый путь, ребята!»
Творческая биография Серкова началась в 1957 году. Работая в ульяновском Дворце пионеров заведующим художественным отделом, он создал детский драматический театр, который сразу же получил известность. Его спектакли «Золушка» и «Полет в космос» транслировались по Центральному радио. Потом он снимет о созданном им в Ульяновске детском театре документальный фильм «В добрый путь, ребята!»
В 1959 году после окончания курса режиссерского отделения Всесоюзного Дома народного творчества имени Крупской Серков начал работать на Куйбышевской студии кинохроники, став одним из ведущих ее мастеров. Уже первые его ленты - «В поиске», «Праздник на Волге» - были награждены дипломами зональных смотров и всероссийских конкурсов. А потом были фильмы «Огонь и хлеб», «Счастье», «На берегу реки»… Около 200 документальных лент снял за свою жизнь Михаил Серков. Они отличались интересными режиссерскими решениями, использованием ярких пластических средств. Эти картины не могли оставить зрителей равнодушными... Известность режиссеру принесли фильмы социально-нравственной тематики. «Первое движение души», картина о человеческом сострадании, о жестокости и неумении сопереживать другому… «Первая боль» - о школе-интернате и брошенных детях. «Солнечная поляна» - о брошенных престарелых матерях…
Некоторые фильмы Серкова с трудом пробивались к зрителю. Так, например, было с фильмом «Солнечная поляна», за который заступилась космонавт Валентина Терешкова.
Во время перестройки Михаил Серков открыл первую Волжскую экспериментальную студию (ныне это студия «Волга-фильм»), где снял фильмы «Черная смерть», «Мать скорбящая», «Осень. Прозрачное утро»… А в 1992 году, в трудное для кино время, открыл еще одну студию - «Скорпион», где был художественным руководителем. Одним из ярких фильмов того периода стала лента «Мой дивный мир, или Чикатило на фоне». Фильм-размышление, попытка ответить на вопрос: откуда в нашей жизни появляются необычные проявления жестокости и садизма… Фильм содержал уникальные документальные кадры, связанные с этим серийным убийцей, чье имя стало нарицательным. Было тут и заседание суда по делу, вынесение ему смертного приговора; и последнее интервью с Чикатило, находящимся уже в камере смертников; и следственные эксперименты по делу другого серийного убийцы - Бориса Серебрякова.
Блок и первый секретарь
Мне посчастливилось работать с Серковым над несколькими фильмами как сценаристу. Признаюсь, это было и трудно, и замечательно. Мелочей в кино для него не было. Он мог позвонить среди ночи, чтобы обсудить новую идею, пришедшую к нему, когда, казалось, все в снимаемом фильме было уже понятно. Помню, как мы снимали фильм о первом секретаре Куйбышевского обкома партии Владимире Орлове, одном из лучших руководителей области за всю ее историю. В хроникальных кадрах Серкова зацепило, как Орлов во время застолья читает стихи. Признаюсь, я не сразу узнал, чьи они. Но предполагал, что это Блок. Когда я, пролистав его собрание сочинений, нашел это малоизвестное стихотворение поэта и сообщил об этом режиссеру, тот радовался как ребенок. Потом это стихотворение разбили на четверостишия, его прочитал за кадром замечательный самарский актер Олег Свиридов, с которым кинематографиста связывала многолетняя дружба. И стихи эти внесли в фильм неожиданную проникновенную интонацию, они приподняли картину.
Серков как мало кто другой из режиссеров документального кино, понимал, что фильм - это, прежде всего, обращение к человеческой душе через яркие, а порою неожиданные, парадоксальные образы. К сожалению, сейчас многие понимают назначение документального кино иначе, и телевидение наводнилось информационными передачами, которые их авторы почему-то называют фильмами.
«Пока живы»
В 90-е годы Михаил Серков был Дон Кихотом, пытавшимся спасти документальное кино в Самаре. Именно с этой целью он открывает в 1996 году Самарский региональный фонд развития кинематографии. В эти годы он сам и его соратники создают своего рода киноэнциклопедию - серию документальных фильмов о наших современниках и исторических персонажах, оставивших яркий след в Самарской губернии. Сейчас это «Поволжский общественный историко-культурный фонд», которым руководит его дочь Мария. Продолжая дело отца, она тоже снимает документальные фильмы. Один из них – «Пока живы…» - Мария Серкова посвятила своему отцу…
Рассказывает Мария Серкова: “Я папина дочка. У нас в семье даже было разделение: Миша ( мой брат) мамин, я – папина. Хотя, конечно, родители всех одинаково любили. Папа был трудоголиком. Придет с работы, все вместе поужинаем (традиция, обязательно ждем всех) и он в свой кабинет, за письменный стол и пишет, пишет, пишет…Директора картин до сих пор вспоминают, сколько было у него идей, они его переполняли, он мог даже ночью позвонить и поделиться, спросить совета, и благодарны ему за тот опыт, который приобрели, работая вместе с ним. Папа не понимал, когда администраторы говорили, что не могут до кого-либо дозвониться. Очень ругался, хватался за телефон и показывал им, как надо дозваниваться, и всегда прямо при них дозванивался и решал те или иные вопросы, связанные с фильмом. Человек он был очень творческим (даже на даче он творил, замешивая - перемешивая всякие настойки для опрыскивания растений, разводил розы и гладиолусы), эмоциональным и всегда добивался своего. Наверное, я такая же. Поэтому, с одной стороны, мы быстро находили общий язык, с другой стороны, никто не мог меня так вывести из себя, как папа. Часто наши разговоры заканчивались скандалом, но стоило ему только улыбнуться, как я таяла. И мы пили чай, смеялись, понимая, что ругались зря, так как, оказывается, говорили об одном и том же, не слыша друг друга.
В последний день мы тоже поругались, отец работал над фильмом об Алабине и что-то, как он считал, у него не складывалось. Не успела я отъехать, звонок от папы, я еще тогда подумала, брать трубку или не брать, не хотела продолжать ссору, но что-то екнуло внутри. Мы поговорили, попросили друг у друга прощение, я сказала, что очень люблю его и все будет хорошо. Это был последний наш разговор. Через два часа папы не стало. Я благодарю господа, что в тот момент я взяла трубку, и мы успели сказать добрые слова. Отец очень любил жизнь, и последние его слова были о любви…
Брат папы Аркадий Серков написал стихотворение к юбилейной дате - 75-летию, которое не состоялось. Вот оно:
«Зимой не стало мамы и отца…
И вот опять тяжелая утрата!
Испить мне чашу горя до конца –
Златая осень разлучила с братом!
Мы друг от друга жили далеко,
А потому и виделись нечасто.
Я относился к этому легко,
Не дорожил общеньем…А напрасно!
Бывало, что звонил он по ночам,
Хотел поговорить, совет услышать.
А я же раздражался и ворчал:
«Нашел ведь время! Вот сорвало крышу!»
Но время шло… Я начал понимать,
Что это счастье, коли есть на свете
Мой кровный брат, что может все понять,
Простить, помочь, не бросив слов на ветер!
Я поспешил сказать ему «Прости!»,
Приехав, чтоб поздравить в день рожденья,
Но… не успел! (хоть мог его спасти!)
И встретил лишь могилу в запустеньи…
«Прости же, брат!» – хочу сказать сейчас.
Я знаю точно, Ты меня услышишь!
Пусть раньше срока Ты покинул нас,
Но Ты живой в сердцах, пока мы дышим!»
Справка
Михаил Михайлович Серков родился 19 мая 1927 года в Ульяновске. В 1955 по 1956 годы работал в Ульяновском областном театре кукол. С 1957 по 1959 годы - главным режиссером Ульяновского детского драматического театра. С 1959 по 1967 годы - ассистентом режиссера Куйбышевской студии кинохроники. В 1961-м окончил Московский университет культуры им. Н. Крупской, в 1971-м - Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино. В 1967-1969 годы был режиссером Куйбышевской студии телевидения. В дальнейшем был кинорежиссером Нижневолжской студии кинохроники в Саратове, студии кинохроники в Куйбышеве, кинокомпании «Скорпион», «Информ-Видео-Пресс» В 1988 - 1990 годы - Михаил Серков - первый секретарь Поволжского отделения Союза кинематографистов СССР. Заслуженный деятель искусств России, отличник кинематографии СССР, лауреат международных и всесоюзных кинофестивалей. Был основателем и председателем Самарского фонда развития кинематографии.