Новости культуры российских регионов
12 июня 2012
Поволжье

Симфонический эпилог

Виолончелист Нарек Ахназарян сыграл с оркестром Самарской филармонии шедевры Дворжака.

В филармонии в сопровождении академического симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Георгия Клементьева выступил лауреат XIII Международного конкурса имени Чайковского виолончелист Нарек Ахназарян. Музыканты сыграли лучшие произведения Антонина Дворжака американского периода.

Концерт стал достойным эпилогом абонемента «Симфоническое наследие трех столетий», в рамках которого самарские слушатели знакомились с шедеврами классики в исполнении лучших музыкантов России и зарубежья, выступающих в сопровождении оркестра Самарской филармонии.

Выступление Ахназаряна было приурочено к 170-летию со дня рождения Антонина Дворжака. Впервые выпускника Московской консерватории имени Чайковского со сцены филармонии самарская аудитория услышала на заключительном концерте Международного музыкального фестиваля «Молодые звезды XXI века» в 2008 году. Тогда молодой виолончелист, к тому времени уже лауреат конкурсов имени Чайковского, имени Арама Хачатуряна (Армения, 2006) и Gyeongnam (Корея, 2006), в сопровождении оркестра также играл Дворжака и запомнился публике экспрессивной манерой исполнения и способностью чутко передать нюансы сложного произведения.

В этот же раз Ахназарян с оркестром подготовили наиболее известные произведения классика, созданные им в период жизни в США в 1890-е годы. В первом отделении в исполнении оркестра прозвучала вершина симфонического творчества Дворжака – Симфония № 9 «Из Нового света». Эта симфония ми минор, напомнила гостям перед концертом лектор-музыковед Ирина Цыганова, была закончена композитором в 1893 году. Дворжак создавал произведение под сильным влиянием американской народной и духовной музыки, поэзии, в частности «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, чьи мотивы и образы узнаются в симфонии. Мастерская игра оркестра заворожила слушателей, музыка переносила: в атмосферу американских прерий с их свободолюбивыми обитателями - индейцами, буйными во время праздника и безутешными в горе.

Нарек Ахназарян присоединился к оркестру во втором отделении. Теперь музыканты играли концерт для виолончели с оркестром си минор, по замыслу и масштабу равный симфонии. В отличие от Девятой симфонии, в произведении ощущается не столько восторженность и очарованность диковинной для чешского композитора американской культурой, сколько тоска по дому. Сквозной темой произведения является песня Дворжака «Оставь меня одну», которую он написал в связи с переживаниями по поводу болезни и смерти сестры его жены, в которую был влюблен в юности. Чувственный Нарек Ахназарян во время исполнения словно заново пережил все заложенные Дворжаком в произведение эмоции. В знак благодарности публика долго аплодировала исполнителям. Ахназарян в долгу не остался и вышел на бис, чтобы сольно сыграть произведение грузинского композитора Цинцадзе.