Новости культуры российских регионов
6 июня 2012
Поволжье

Классику посвящается

Пианист Евгений Михайлов отметил 140-летие Александра Скрябина.

В Самарской филармонии в сопровождении академического симфонического оркестра под управлением Михаила Щербакова выступил лауреат I Международного конкурса пианистов имени Скрябина в Нижнем Новгороде, I Международного конкурса пианистов имени Эриксона в Швеции Евгений Михайлов. Музыканты сыграли давно не звучавшие в Самаре произведения классика.

Для многих слушателей этот день был особый. Во-первых, отмечали 140-летие со дня рождения классика, по случаю чего на концерте звучала уникальная программа из произведений Скрябина, которые, по словам маэстро Михаила Щербакова, более 10 лет не исполнялись в стенах филармонии. Во-вторых, в Самару приехал пианист с мировым именем, выпускник Ижевского музыкального училища и Казанской государственной консерватории Евгений Михайлов. У Михайлова большой насыщенный репертуар, и произведения Александра Скрябина занимают в нем особое место. Его интерпретации большинства работ Скрябина считаются в современном музыкальном мире образцовыми. В программе Евгения Михайлова есть цикл «Все сонаты Скрябина», который пианист многократно играл в России и других странах. Он также записал одноименный альбом. Маэстро Пауль Бадура-Скода отзывался о Михайлове как о «блестящем исполнителе музыки Скрябина, демонстрирующем яркую эмоциональность и глубину интерпретации». А в январе 2003-го Михайлова удостоили знака «За достижения в культуре» за пропаганду творческого наследия Скрябина.

Всего несколько дней ушло у Михайлова на подготовку самарского концерта. Оркестр филармонии готовился дольше и основательнее. Послушать уникальную программу собрался полный зал поклонников классики.

Выступление открылось концертом для фортепиано с оркестром, который молодой Скрябин написал еще в годы учебы в консерватории. Мастерскую игру музыкантов публика приветствовала бурными аплодисментами, которые длились чуть меньше, чем сыгранный концерт. Далее исполнялась поэма «Прометей». Впервые прозвучавшая в 1911 году, она стала апофеозом символизма в музыке, напомнила слушателям лектор-музыковед Ирина Цыганова. Подобно поэтам-символистам, Скрябин рассматривал Прометея не только как принесшего людям огонь мифологического героя, но и как олицетворение героического дерзновения, создания космоса из хаоса с помощью напряжения творческой воли. Масштабный замысел потребовал соответствующего воплощения. К традиционному составу оркестра у Скрябина добавился рояль, хор, славящий в бессловесном гимне Творца и его творение. А в нотах присутствовала партия света, обозначенная по-итальянски luce. Сообразно с задумкой классика свет в зале в этот момент погас, осталась лишь подсветка у пюпитров, а на экране за спинами музыкантов демонстрировалась проекция с видеоэффектами. Это сразу создало в зале интимную атмосферу. К оркестрантам присоединилась новокуйбышевская хоровая капелла «АУРА». Музыка и голоса хористов образовали настолько эмоционально сильное целое, что, едва отзвучало произведение, зал хором закричал «браво». Растроганный Михаил Щербаков, еще находясь под мощным впечатлением от торжественного произведения, по очереди благодарил поющих и играющих. По замыслу Скрябина, во время исполнения «Прометея» зал должен был наполниться светом, и вложившие в игру всю душу музыканты, похоже, справились с задачей.

Во втором отделении оркестр, теперь уже без Михайлова, исполнил симфоническую «Поэму экстаза». На ней программа концерта должна была завершиться, но зал так настойчиво просил продолжения, что оркестранты бисировали. А проникшийся энергией скрябинских произведений Михаил Щербаков так экспрессивно дирижировал, что уронил палочку. К сожалению для слушателей, концерт быстро завершился. Музыканты уносили со сцены инструменты, а некоторые зрители все еще оставались на месте, пораженные силой гения Скрябина, который так точно воплотили на сцене оркестр и пианист Евгений  Михайлов.