Новости культуры российских регионов
4 мая 2012
Поволжье

Скрипач без ансамбля

В Кремлевском концертном зале состоялся концерт Анара Юсифова.

Хваленая мэтрами нижегородская публика, просвещенная и отзывчивая, билеты на шоу малоизвестного ей Анара Юсифова раскупала так себе. Поэтому концерт оказался под угрозой срыва, но артист решил рискнуть и приехал один, без шоу-балета «Звездный экспресс», с которым выступает обычно в программе «Золотая скрипка». На пустой филармонической сцене в перекрестье световых «пушек» и со скрипкой в руках (правда, под «минус») Анар дал сольный полуторачасовой концерт, не прячась ни за танцы, ни за шоу.

Думается, нижегородцам очень повезло, что в минувшую среду «Звездный экспресс» не прибыл в наш пункт назначения. То есть, наверняка, предполагавшийся шоу-балет хорош и ярок, но тогда мы не смогли бы оценить в полной мере Анара Юсифова – замечательно талантливого, обаятельного, музыкально культурного исполнителя и его роскошную скрипку.

Азербайджанский скрипач Анар Юсифов играет на инструменте ровно полуторавекового возраста работы Джованни Гусетто – удачливого итальянского экспериментатора из известной династии скрипичных мастеров. Скрипка приметна внешне сглаженными эфами (говоря проще, похожа на маленькую гитарку), и тембр у нее очень интересный: полнозвучный, с характерным обертоновым призвуком – в манере польской блюзовой певицы Basia.

Программа «Золотая скрипка» оказалась собранием хитов разных эпох и стилей, аранжированных в легком приджазованным стиле а-ля «Данель-трио», играющее Баха. Аранжированы все эти хиты, к слову сказать, неинтересно, так что роскошная экзотика скрипки выглядит на фоне стандартных минусовок, словно трепещущая тропическая лиана посреди пыльного газончика.

Не надо снобистски кривиться и говорить, что из скрипки должно извлекать исключительно звуки Моцарта и Брамса! Конечно, было бы интересно послушать, как на таком – звучном, словно саксофон – инструменте получится Брамс, но Брамса не было. Были Пьяццола, Дога, Вивальди, Штраус, Гендель. Были «Брызги шампанского» и головокружительный «Чардаш» - слава богу, не Монти, иначе получился бы стопроцентно кабацкий ассортимент. Между тем попсово-душещипательные мелодии звучали у скрипача проникновенно и просто, на уровне моцартианы, а любимые публикой кунштюки типа того же чардаша соседствовали с альбинониевским «Адажио» - а это, к слову, тест-драйв для исполнителя: сыграет, по-цыгански завывая, или же заставит прикоснуться к вечному? Заставил…

«В следующий раз мы приедем обязательно с балетом!», - пообещал музыкант, растроганный теплым приемом. И, подумав, прозорливо добавил: «Хотя, а нужен ли нам балет?».