Новости культуры российских регионов
3 мая 2012
Центр

Не задушишь, не убьешь

В художественном музее им. Крамского работает выставка "Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке".

Передвижная выставка, организованная Преображенским содружеством малых православных братств, культурно-просветительским фондом «Преображение» и екатеринбургской православной духовной семинарией при поддержке екатеринбургского областного и Пермского краевого отделений международного общества «Мемориал» и  побывавшая  в четырнадцати  российских городах,  прибыла в Воронеж. И расположилась в музее им. Крамского, где будет работать по 3 июня включительно – по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.

"Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке". По  названию нетрудно догадаться: герои выставки – те христиане, которые, попав в мясорубку советской власти, террора и репрессий, сохранили в душах самое важное. Верность Богу, человеческое достоинство, любовь, правду и свободу. Понятно, что любые материальные свидетельства жизни этих людей, многие из которых претерпели мученическую кончину, достойны  статуса  музейных реликвий.

Выставка рассказывает о судьбах представителей духовенства и мирян, пострадавших за  веру. Но доказавших: даже в самые тяжелые времена человек способен быть источником света, радости и вдохновения. О духовном подвиге таких людей свидетельствуют документы, фотографии и личные вещи, пережившие вместе со своими владельцами перипетии террора, лагерных ссылок и гонений эпохи хрущевской «оттепели». Их, стоит заметить, немало: специальная комиссия Московской патриархии после нескольких лет работы пришла к заключению, что только в 1918-1921 годах «за защиту церкви и веры» в России были репрессированы 11 тысяч человек – как священнослужителей, так и мирян.  9 тысяч  поплатились за убеждения жизнями.

В период 1918-1944 годов на Урале репрессировали не менее 334 священнослужителей, 146 из них расстреляли. К печально известному 1938-му в регионе не осталось ни одного епископа. Политика красного террора фактически привела к разгрому уральской церкви.

– Материал, который экспонируется на этой выставке, не  на все сто процентов, может быть, относится к изобразительному искусству, – оговорился, открывая пресс-конференцию  организаторов, директор музея Владимир Добромиров. – Но если сослаться на мнение одного из теоретиков музейного дела, основателя русского космизма  Николая Федоровича Федорова, стоит вспомнить, что музей, по его словам, – это собор лиц. И также – задача духовного просвещения, воскрешение памяти отцов. А через их память – воскрешение истории нашего отечества. К чему мы и пришли.

– Для нас сегодняшних спустя десятилетия очень важно понять, чего же хотели «неперемолотые», – принял эстафету от Добромирова член государственной геральдической комиссии при президенте РФ, кандидат исторических наук Владимир Лавренов. – Какие основания жизни они нам передали через свою жертву. Вероятно, они хотели, чтобы мы научились жить по-братски. По-человечески; прежде, чем пытаться жить по-божески, надо научиться жить по-человечески.

– Для меня настоящее чудо – такая популярность нашего проекта, который задумывался очень скромно, – призналась его автор, научный сотрудник музейно-выставочного отдела культурно-просветительского центра «Преображение»  Оксана  Иванова. – Резонанс, произведенный  выставкой в музейной среде – большая неожиданность. Причина этого, думаю, в том, что в нашей стране двадцатый век в некой целостности, от начала до конца, увидеть невозможно: его в таком варианте в музеях просто нет, не существует. У нас, однако, был определенный ракурс: взгляд на изучаемую историю глазами верующих людей.

Оксана Витальевна вспомнила, как организаторы, проехав  с выставкой 5 тысяч километров  от Санкт-Петербурга до Томска, почувствовали себя великими путешественниками: путь – из варяг и греки, не меньше.

– Но когда мы получили приглашение из Хабаровска, куда отправимся осенью, я поняла, что пришло, видимо, то время, когда исповедники и новомученики  хотят нам что-то сказать, – рассуждала Иванова. – Потому что такая география для скромного проекта – нечто непредставимое. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И большую часть своего авторства я должна отдать тем героям, которые представлены на выставке. Может, словосочетание «опыт российских исповедников и новомучеников» в силу своей затертости уже  не вызывает  нормальных, теплых ассоциаций. Но в любом случае мы обязаны понять, что это за опыт. Потому что он – нечто соотносимое великой русской литературе и древнерусской иконописи. Соотносимое по качеству духовных открытий, степени расширения пространства, понимания мира, смысла истории и веры.