Новости культуры российских регионов
3 мая 2012
Центр

Простота с бомбой

В галерее «Х.Л.А.М» работает выставка фотографий Кирилла Савельева.

Имя – новое, человек, его носящий – совсем еще молодой: галерея современного искусства «Х.Л.А.М» в очередной раз выступает в роли первооткрывателя. Двадцати двух летний Кирилл Савельев, выпускник журфака ВГУ нынешнего года, дебютирует персональной выставкой «Я люблю фотографировать». Ознакомившись с экспозицией, удостоверяю – точнее названия не придумаешь.

Написать о выставке Савельева не так просто – она как бы ни о чем.  И, вместе с тем, о любви к жизни.  Той любви, которая не ищет эффектных, беспроигрышно зрелищных воплощений. Лишена малейшего намека на постановочность и театральность. Но разлита повсюду: сидит на пустом стуле вечернего трамвая, висит на голых ветках неказистого кустарника, повязана дешевым платочком на голове ничем не примечательной старушки…

Странный мальчик

Мне, как любителю всякой бессюжетности,  очень близко такое «пресное» восприятие не реальности даже – окружающей среды. Оказывается – не мне одной.

– Я познакомился с Кириллом четыре года назад и, посмотрев его тогдашние фотографии, сразу же предложил продолжать разрабатывать выбранное направление; настолько это «пробрало»,  – вспоминает директор галереи Алексей Горбунов. – Позже увидел блок  фотографий Кирилла в интернете – и они меня осчастливили. Потому что я убедился: в этих вещах нет кокетства. Нет любования – ни собой, ни работами. Это, показалось,  нечто новое в воронежской фотокультуре: тот особый тип изобразительности, который  в воронежском фотоискусстве практически не востребован. Сдержанность и продуманная, глубокая обедненность не находят применения в нем, переполненным пафосным излишеством барокко, проповедями или спецэффектами… Могу тут вспомнить об очень авторитетном для меня фотохудожнике Борисе Михайлове, который разрабатывал так называемую новую художественность. Где как раз присутствуют анонимность, отсутствие воображения, интерес к обыденному, тривиальному. Такая серийная фотография, ничего не обозначающая. Кирилл пришел к сходному художественному высказыванию интуитивно. Разработал его и закрепил. Повторюсь: для Воронежа это – совершенно свежая струя. Мало кто решится выставлять скучную, как ее характеризуют, фотографию, напоминающую карточки из фотоальбома. Но на самом деле какое-то потрясающее эстетическое воздействие она оказывает – лично на меня. И я, в конце концов, не карточку рассматриваю, а существование человека…Кажется, ангел расположился на плече автора с фотоаппаратом в руках. И великодушно смотрит на заборы, провода, деревья. По доброму относится к бомжу, бабушке, мальчику… Я, словом, вижу здесь большой гуманизм.

Убеждена и я: тех самых «скучных», абсолютно простецких снимков без гуманного отношения к миру делать не будешь. Чем ни толстовская позиция с каноническим «непротивлением злу»: человек не просто всецело принимает мир таким, какой он есть, не стремясь к революционным переменам, но именно любит его! Не будь Кирилл столь юным, мудрость подобного подхода к действительности вряд ли удивила бы. А так… Странный мальчик. Нетипичный. 

Ничего, кроме смысла

Это какую же смелость надо иметь, подумала я, походив по выставке, чтобы настаивать – творчеством! – на своей обычности! А в том, что Савельев – человек творческий до мозга костей, сомнений нет.  Он не просто, согласно «имени» выставки, которая воспринимается девизом, любит фотографировать. У него, как ни парадоксально звучит в адрес молодого (а значит – находящегося в поиске) автора, выработана своя четкая концепция процесса. Согласно ей, Кирилл любит фотографировать «животных, землю. Тяжело фотографировать некоторых людей, гораздо легче – птиц. Несмотря на то, что они и быстрее человека во много раз, и выше. Камни фотографировать занимательно, хотя они часто некрасивы, вызывают в душе тревогу – оттого, что вроде как мертвы. Красивую природу – лесные цветы, закаты – я любил фотографировать раньше. Но сильно устал, больше не могу…»

После такого признания  моментально снимается вопрос насчет того, почему юноша, вознамерившийся было зарабатывать на съемках свадеб, отказался  от этого занятия после первой же попытки.

– Для основного потока сегодняшней фотографии характерна точность, математическая выверенность каждой картинки, – продолжает Алексей Горбунов. – У Савельева в голове этой выверенности нет – там царит неточность.  Он часто лишь касается темы. Не переживает какие-то глобальные, вечные категории, стремясь к простоте и наиву. Наивность в работах Кирилла может казаться стилем и, наверное, является им. Но это та простота, внутри которой заложены какие-то бомбы. Стремление автора к такой простоте – основа, некая минусовая вещь, не связанная ни с желанием продажи, ни с государственным давлением.

При всей примитивности формулы она описывает весьма тонкие категории. Кирилл Савельев, с одной стороны, не стремится подать свое мироощущение выламывающимся из ряда. С другой – не соглашается с тем, что обыкновенность – бесстрастна. В том, что в его понимании это не так, убеждают ремарки-подписи, которыми снабжены фотографии. «Но иногда мне кажется, что я не вижу ничего, кроме смысла…» Это уже упомянутый Борис Михайлов. Не просто, как видим, фотограф.

Читайте видеокнигу

Все гениальное – просто. И быть думающим человеком – не тождественно состоянию, подвигающему мудрствовать лукаво. Оставайся самим собой – тебя поймут и оценят даже оппоненты-антиподы. Похоже, Кирилл Савельев в этом совершенно уверен, хотя вообще он – личность откровенно рефлексирующая.

«Я люблю фотографировать собак. Тени, не зная, живое это или нет, тоже люблю фотографировать… У меня есть способ, как определять степень хорошести кадра. Если в голове возникают звуки вроде шороха травы, или все начинает трястись, будто ты едешь по кочкам в машине, – значит, кадр будет хорошим. А если перед глазами мелькают серые точки, то еще лучше. Такие кадры получаются тогда, когда вселяешься в то, что фотографируешь…»

У меня, честно говоря, при чтении таких откровений подступает комок к горлу – хочется странного мальчика как-то защитить, уберечь от чего-то нереального. Которое иной раз сильней реального – к счастью для творчества и к несчастью для бытования простого смертного. Зачем ему требуется  дойти до самой сути? Прецеденты были, знаем…

«В человека вжиться трудно. Взять, например, соловья: соловей сконцентрирован в природе так, что кроме соловья ничем другим не является. С человеком другое дело. Он рассредоточен в окружающих его вещах. Особенно если человек молод. Пожилых людей и детей фотографировать проще. Они чаще приближены к самим себе, чем остальные. Кроме того, они не злы. И фотографировать их не стесняешься. Но когда сидишь на балконе или идешь далеко от человека, то фотографировать тоже интересно, пусть этот человек даже будет молодой. Издалека можно соотнести человека если не с собой, то хотя бы с миром…»

Я умышленно не редактирую высказывания Кирилла, желая показать: он в любой фразе – лексической, изобразительной – одинаково искренен и прост, ненавязчив и конкретен. А главное – точен. Выставку «Я люблю фотографировать» – снимки плюс подписи к ним – можно считать, по меткому выражению Алексея Горбунова, своеобразной видеокнигой. Прочитать которую рекомендуется гражданам, полагающим, что демонстрация собственного творческого «я» невозможна без принятия позы. Это, мягко говоря, не так…