Новости культуры российских регионов
2 мая 2012
Поволжье

Под знаком Ми мажор

В Самаре вновь звучит барокко.

В Самарской евангелическо-лютеранской церкви Св. Георга были исполнены камерные произведения Генделя, Баха, Вивальди, Бибера, написанные композиторами эпохи барокко в легкой, весенней тональности - ми мажор.

Организаторы, они же исполнители концерта «Incontro di musica, или Весна в стиле барокко» - это самарские музыканты Анна Лазанчина (флейта), Анна Карпова (орган) и солистка из Нижнего Новгорода Светлана Зверева (скрипка). Несмотря на то, что музыканты знакомы давно и уже не раз выступали отдельно и в дуэтах, в трио собрались впервые. Скрипка, флейта и орган - любимые инструменты барокко. Открывал воскресный концерт король инструментов - орган, который для той далекой эпохи значил нечто большее, чем просто музыкальный инструмент. Во многих средневековых, а затем и барочных музыкальных трактатах орган олицетворял собой все мироздание. И часто Творца изображали, играющим на трубах мирового органа. «Неслучайно в эпоху барокко возникает такой жанр, как прелюдия или токката, которые отражали представление о мире - противоречивом, изменчивом и контрастном», - говорит перед началом концерта органистка Анна Карпова. Орган Самарской кирхи, конечно, меньше филармонического.

Концерт открылся Прелюдией ми мажор Иоганна Себастьяна Баха. «Эта музыка оказалась созвучной нашему настроению», - говорит Анна Карпова. - Само время барокко - очень волнующее, взбудораженное. Это одна из самых музыкальных и музицирующих эпох, когда музыка являлась частью жизни, частью повседневного быта. Но и публика была эмоциональна и отзывчива». В неудачливого музыканта летели помидоры, а в случае успеха зрители выносили исполнителей на руках. Современным человеком контрастные переходы от аллегро к адажио, избыточность и пышность музыки барокко воспринимается как нечто гармоничное и даже строгое. На возвышенное состояние настраивает и атмосфера самой кирхи, где в исполнении скрипки, флейты и органа, звучат сонаты Генделя и Баха. Надо заметить, что артистов зрители не видят, исполнители находятся за ними, на балконе. Благодаря чему создается эффект отвлеченного звучания.