На сборных детских концертных мероприятиях атмосфера всегда особая. Маленькие артисты, попадающие на «взрослую» сцену впервые, чаще всего, в жизни, выводят ноты и слова исполняемых произведений с таким усердием, что иному профессионалу не зазорно брать с них пример.
Параллельно за кулисами царит приятная, но ответственная колгота: взволнованные руководители дают своим подопечным последние ценные указания перед выступлением. Поправляют девочкам банты, мальчикам – бабочки. В энный раз проверяют аппаратуру и умоляют родителей покинуть пределы закулисья: отвлекать от главного в такой момент любимое чадо – во вред не только ему.
Сильные козыри
Такая же привычная картинка недавно наблюдалась в филармонии, где проходил заключительный концерт лауреатов городского (а по факту – регионального) фестиваля исполнительского мастерства «Юные дарования», объединивший лучшие творческие силы воронежских детских школ искусств. Мероприятие – ежегодное, в организаторах – городское управление культуры и Воронежское региональное отделение всероссийского музыкального общества.
На фестивале показывали себя представители всех направлений инструментального исполнительства. Оркестры и ансамбли, хоры и солисты; общее количество участников, отмеченных лауреатскими дипломами, назвать мне не смогли – настолько их много. А ребят, выходившим на филармоническую сцену, по самым скромным подсчетам было далеко за сотню.
Перед тем, как зрителей, также многочисленных (и это тоже – традиция), пригласили в зал, их вниманию предложили выставку рисунков учащихся детской художественной школы, развернутую в фойе. Такое творчество всегда вызывает интерес не только у причастной к нему «группы товарищей», но и – самой широкой публики. Потому что детские пробы карандаша и кисти не бывают засушенными, вымученными; всегда они – сама искренность, эмоция. И сама оптимистичность: рисунок ребенка – обязательно яркий и, в плане замысла, открытый. Как показывает практика – это невероятно сильные козыри в игре художника со зрителем.
«Пела скрипка весело и так нежно…»
Насладившись искусством изобразительным¸ народ потянулся за музыкальным: места в зрительном зале заполнились почти мгновенно. Мамы, папы, тети, дяди, братья, сестры, однокашники и педагоги; состав «болельщиков» – прогнозируемый.
И вот – первые такты музыкального действа. Открыл его оркестр русских народных инструментов ДШИ №5 (руководитель – Мария Нарыжная, дирижер – Александр Рыженков), который сменил также оркестровый коллектив народников ДШИ №11 под руководством Светланы Ревенко. Следом на сцене появилось утонченное «Вдохновение» из ДШИ №6 (руководитель Людмила Фролова) – и далее по «списку» большой концертной программы, где аплодисменты достались каждому номеру. И каждый их, без сомнения, заслуживал.
А с какой благодарностью детки, которых уже научили трудиться, воспринимают внимание к своим персонам! С каким желанием быть полезными откликаются на предложения пообщаться с прессой!
«Девочки, довольны выступлением?», – останавливаю двух симпатичных подружек со скрипочками в руках на пути со сцены за кулисы. «Ой, очень», – девчонки с готовностью ждут дальнейших расспросов. И на два голоса рассказывают: музыкой занимаются уже по нескольку лет, очень свое увлечение любят. Но пока оно – только увлечение; будущая профессия не обязательно окажется связанной с ним.
– А не жалко тратить уйму времени на такой трудный инструмент, как скрипка? В вашем возрасте больше хочется, наверное, погулять, чем штудировать нотную грамоту?
– Не жалко, что вы!.. Занятия же не только музыкальное образование дают, но и – общее развитие. Какие тут могут быть сожаления?..