Новости культуры российских регионов
26 апреля 2012
Сибирь

Актуально. Радикально. Авангардно

Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова завершился исполнением киномузыки Э.В. Денисова.

Закрытие проходило в Большом концертном зале с участием Томского академического симфонического оркестра. Для красивого и запоминающегося концерта, который венчал десятидневный фестиваль современной музыки, были выбраны произведения самого Эдисона Денисова, чье имя носит фестиваль, а так же концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке. За дирижерским пультом стоял Марк Кадин (Красноярск). Его как одного из лучших знатоков современной музыки рекомендовал профессор Московской консерватории Юрий Каспаров, ученик Э.В.Денисова.

Концерт для альта с оркестром Альфред Шнитке написал специально для Юрия Башмета. В Томске роль Башмета сыграл Андрей Чудаков, лауреат Всероссийских конкурсов. Основная тема композитора, которую он разрабатывал в конце жизни о том, что мир не гармоничен, и в этом суетном, тревожном мире художник неспособен выжить, в исполнении томских музыкантов прозвучала весьма отчетливо. Контрастом этому трехчастному сочинению стало исполнение киномузыки Эдисона Денисова. Светлое и радостное «Концертино», написанное к мультипликационному фильму «Черепаха Тортила», и романтическая, полная любви музыка к кинофильму «Безымянная звезда».

Исполнение «Концертино» сопровождалось показом слайдов с рисунками юных художников из детских художественных школ Томска. Эти рисунки были созданы в рамках фестивального проекта «Дети рисуют современную музыку». В качестве иллюстраций к музыке из фильма «Безымянная звезда» стали фрагменты из ленты.

Особенностью нынешнего фестиваля было то, что он проходил сразу на нескольких площадках. Хрустальный зал музыкального колледжа, органный зал Томской филармонии, концертный зал Дома ученых Академгородка, Северский музыкальный театр с огромной радостью принимали музыкантов Москвы, Новосибирска, дуэт из Испании. Местом, где звучала современная музыка, стал даже подвал музыкального колледжа. Там с огромным успехом прошел антиконцерт. В роли антиведущей выступила директор колледжа Наталья Чабовская. «Мы ищем разные формы, - призналась она, - подвал - это оппозиция Хрустальному залу и Органному залу и БКЗ, но не современной музыке, мы хотим научить и приучить Томск слушать современную музыку».

Уметь слушать авангардные произведения не менее сложно, чем их исполнять. Неслучайно музыковеды сравнивают даже современную академическую музыку с иностранным языком, который понимают единицы, а разговаривают на нем только сами музыканты. К слову, в речи ведущих фестивальных концертов рефреном звучала мысль «послушайте еще немного актуальной, авангардной музыки. Тем более на фестивале она звучала в исполнении лучших музыкантов, которые сегодня играют современную музыку - московской «Галерея актуальной музыки» под управлением дирижера и композитора. Олега Пайбердина, московского Ансамбля современной музыки, созданного Юрием Каспаровым, «Лаборатории современной музыки» из Новосибирска, где играют студенты Новосибирской консерватории. Томские слушатели не только услышали, но и увидели различные способы извлечения звука – их выдували через эфы скрипки и другие отверстия, водили смычком по колкам и камертонам, выцарапывали на деках, играли на зажатых струнах. За десять дней фестиваля  любители современной музыки смогли найти музыку на свой вкус, мягкого авангарда до жесткого.