Новости культуры российских регионов
23 апреля 2012
Поволжье

Ренат Фатахов: «Хотим возродить «Весенние ритмы»

Интервью с музыкантом, директором Дворца культуры имени Чапаева.

В нынешнем году в Чапаевске пройдет кастинг молодых певцов, исполнителей эстрадных песен. Автор этой идеи — директор Дворца культуры имени Чапаева Ренат Фатахов. Многие любители музыки знают его также как вокалиста, композитора и музыканта.

- Насколько я знаю, кастинг молодых вокалистов в Чапаевске уже проводился несколько лет назад...

- Да, в 2004 году мы организовали фабрику звезд города Чапаевска, через нее прошли около 60 человек в возрасте от 15 до 30 лет. А в жюри были известные хормейстеры, режиссеры, вокалисты. С тех пор подросло новое поколение. Во Дворце культуры провели ремонт, здесь великолепный зал с замечательной акустикой, удалось получить очень хорошее звуковое оборудование. Так что, я думаю, есть все условия для нового кастинга молодых самодеятельных талантов.

- При отборе, я думаю, будут приниматься во внимание не только вокальные данные...

- Конечно. Помимо этого, важно, чтобы слушатели почувствовали индивидуальность исполнителя, чтобы услышали его неповторимую интонацию. Есть, например, в нашей музыкальной школе мальчик, который поет в манере Робертино Лоретти. Раньше он на меня не производил особого впечатления – я считаю, что Лоретти повторить невозможно, да и не нужно. Но когда его пение стало более раскрепощенным, когда я услышал в нем его собственную интонацию, впечатление уже было совсем другим. Знаете, когда я провожу записи в нашей студии, я долго перед этим разговариваю с исполнителем, пытаясь понять его индивидуальность. И стараюсь, чтобы она проявилась на звуковой дорожке.

- Что еще в ваших планах?

- Раньше в Чапаевске проходил фестиваль «Весенние ритмы». Там звучали песни в стиле рок, джазовые, эстрадные произведения. Теперь вместе с певцом Владимиром Читаевым мы хотим возродить этот городской открытый фестиваль. Мэр нас поддерживает.

- Как вы относитесь к пению под фонограмму?

- Я всегда пел «живьем» и сейчас пою именно так. То же могу сказать и о своей дочери Альфие, которая окончила музыкальное училище по классу академического вокала и руководит эстрадной студией «АльФа» в нашем Дворце культуры. Ребятам из студии мы иногда позволяем работать под фонограмму на улице. Там петь «живьем» сложнее. Думаю, что не нужно исполнителю форсировать звук, это плохо для вокального аппарата.

- Сами давно увлеклись пением?

- Пою с детства. Для меня спеть – это все равно что поговорить с хорошим человеком. Мне кажется, петь хорошо можно только тогда, если возникает ощущение: тебе есть о чем сказать, и ты хочешь этим поделиться. Я и в Чапаевский химико-технологический техникум в свое время поступил, потому что там был свой вокально-инструментальный ансамбль.

Позднее мне повезло встретиться с замечательным самарским джазовым музыкантом Григорием Файном, который открыл немало талантов. Вместе с ним в 80-е годы я выступал в ансамбле «Дивоцвет», мы ездили по всей России с гастролями. Недавно зашел в Интернет на страничку Файна, смотрю - мои песни выложены. Приятно. Много лет я выступал в филармонии, свою область объездил вдоль и поперек. В первой половине 90-х годов выступал в самарском ансамбле «Бенефис» - до тех пор, пока в 1995 году он не прекратил свое существование.

- Тогда, в 90-е ведь для многих исполнителей эстрадных песен настали трудные времена...

- Дело в том, что в середине 90-х москвичи монополизировали местный телевизионный эфир. А не попадая в местные телепередачи, музыканты и вокалисты оставались за бортом. Тем более что гастролировать становилось все сложнее — подорожали переезды, проживание в гостиницах. Тогда многие профессионалы потерялись, ощутили свою невостребованность...

- Вот тогда-то вас и позвали в Чапаевск...

- Я и раньше сюда постоянно приезжал с выступлениями. Чапаевск для меня — родной город. Кстати, в 1985 году я написал песню о Чапаевске, которая до сих пор исполняется. Мне в свое время предлагали работать в Москве, но я как-то сроднился со своим краем, не хочется отсюда уезжать. Когда стал работать в чапаевском Дворце культуры, организовывал здесь праздники, был ведущим и исполнителем. В эти годы здесь был создан муниципальный джаз-оркестр, который был очень любим жителями города. Когда в 2000 году к власти пришел мэр Малахов, и этот коллектив, и муниципальный хор были расформированы, о чем я до сих пор жалею. К счастью, в последнее время ситуация в сфере городской культуры стала меняться к лучшему.

- На многих музыкальных инструментах вы играете?

- На фортепиано, бас-гитаре, соло-гитаре. А начинал с семиструнной гитары. Ее я освоил в 12 лет. Когда я был подростком, умение играть на этом инструменте очень высоко ценилось среди сверстников в нашем дворе. Когда мне исполнилось четырнадцать, я уже начал выступать в джаз-оркестре ДК имени Горького - пел, играл на гитаре. На этом не успокаиваюсь. Хочу еще освоить саксофон. Мне очень нравится его звучание.

 

Справка

Ренат Фатахов родился в 1955 году в Чапаевке. Окончил Чапаевский химико-технологический техникум, музыкальное училище, Куйбышевский политехнический институт, Московский городском педагогический университете по специальности «Менеджмент организаций». Много лет работал вокалистом в Куйбышевской филармонии, выступал в вокально-инструментальных группах «Дивоцвет», «Бенефис». Лауреат Всесоюзного фестиваля «Товарищ песня», областного фестиваля «Песни о родном крае». С 1995 года работает в чапаевском Дворце культуры имени Чапаева, сначала — заведующим культурно-массовым отделением, затем директором.