Новости культуры российских регионов
18 апреля 2012
Сибирь

Нецензурное извлечение звука

В рамках Международного фестиваля современной музыки состоялась премьерное исполнение произведения молодого композитора Георгия Дорохова.

Ведущая «Суперавангардного» концерта Виктория Коршунова представила Георгия Дорохова русским дадаистом. Причем одним из немногих, может быть, даже единственным в России. Чем удивила публику неимоверно. Казалось бы, дадаизм был в моде, когда-то к этому течению принадлежал и Сальвадор Дали, но он исчерпал себя  еще в первой половине ХХ века. Но искусствоведу с консерваторским образованием, директору Московского ансамбля современной музыки лучше знать, по какому разряду числить молодого композитора.

 

Что касается томичей, то Георгий пока еще остается в их восприятии юным дарованием, талантливым  выпускником Томского музыкального колледжа им. Э.Денисова, наследником денисовской традии. Уже то, что он стал дипломантом международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова, – повод для гордости не только для педагогов, которые учили его музыке. Хотя сегодня аспирант Московской консерватории пишет радикальную, эпатажную музыку, которой его не учили и которую далеко не все понимают. Но неофициальное  звание «продолжателя дела Денисова» за ним уже закрепилось.

 

Специально для нынешнего фестиваля Дорохов написал пьесу «Exposition №8» для пяти инструменталистов, которую исполнили музыканты Московского ансамбля современной музыки. Так что можно говорить, в Томске  состоялась премьера нового произведения Георгия Дорохова. «Это сложное произведение, несмотря на кажущуюся простоту, - предупредила слушателей Виктория Коршунова. - И оно нуждается в погружении и в том, что голландцы называют «открытые уши».

 

Действительно, не каждый слушатель, даже имеющий музыкальное образование, способен уловить гармонию и особую философию в монотонном звуке, который рождается от соприкосновения смычка и камертона. Но зрелище было интригующим и завораживающим. Пять музыкантов – флейтист, кларнетист, пианист,  виолончелист и скрипач в течение 20 минут медленно, на полный смычок «играли» на камертоне. У каждого была своя партия. Медитативная мелодия, казалось, рождалась из пустоты, набирала силу, а потом снова растворялась в пространстве Хрустального зала. Собственно мелодией ее трудно назвать, ведь не называем же мы музыкой звук, который издает стекло, когда по нему проводят пальцем или другим предметом. Но в этом дизгармоничном звучании музыкальных инструментов и заключалась философия молодого композитора-дадаиста: не отгораживаться от реального мира гармонией звуков, но услышать этот мир в его дизгармоничном звучании и прочувствовать до конца. 

 

Именно такой способ извлечения звука сам автор произведения назвал «нецензурным». Но все-таки гуманным по отношению к инструментам и к слушателям, считает искусствовед Коршунова. Ибо одно из предыдущих произведений Дорохова, которое он также написал для Московского ансамбля современной музыки, заканчивалось тем, что скрипач, если не смог распилить скрипку до конца во время исполнения, должен был разбить ее об пол. Именно в такой ремарке заключалась концепция автора. Это произведение российские музыканты представляли в Каннах в рамках Года России во Франции. И шокировали даже европейскую публику. Потому что радикальная идея была доведена до крайности. 

 

«Каждый композитор – вселенная, и так было всегда, - говорит Виктория. - Каждое произведение работает на нескольких уровнях. Способность любой значимой музыки действовать как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, дарит нам надежду на незамутненное, свободное от

предрассудков восприятие». Первые слушатели «Exposition №8» оказались свободны от предрассудков и встретили премьерное исполнение аплодисментами.

 

Надо сказать, что «Суперавангардный» и «Мягкоавангардный» концерты, которые дал Московский ансамбль современной музыки на фестивале в Томске, можно считать встречей со старыми друзьями. Томская публика полюбила этот коллектив еще с первого конкурса молодых композиторов в 2010 году. Тогда московские музыканты - Михаил Дубов (фортепиано), Сергей Асташонок  (виолончель), Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет) - исполняли произведения победителей конкурса. Коллектив широко известен, как в России, так и за ее пределами. Выступил в 75 городах России, почти всю Европу объехал. Их успешная гастрольная деятельность свидетельствует о том, что современную музыку, даже такую, какую сочиняет Георгий Дорохов, слушают, ею интересуются, за ней «охотятся».

 

В репертуаре ансамбля достаточно много произведений молодых композиторов, которые и прозвучали в Томске на обоих концертах. И конечно, музыканты исполняли и произведения самого Эдисона Денисова  «Мы открыли нового Денисова: наш кларнетист предложил версию известное произведение классика авангарда,  в том звучании и в том стиле, к которому не привыкли слушатели», -заметила Виктория Коршунова.

 

Директора ансамбля, ученица Эдисона Денисова и Юрия Каспарова, искусствовед Виктория Коршунова.  Ей как ученице Денисова  (она училась у него по предмету теория музыки) приятно, что на родине композитора состоялась эта «премьера». А так же она заверила, что все музыканты Московского ансамбля современной музыки любят не только выступать, но гулять по городу, в котором родился Денисов. «Роль этого человека в развитии мировой музыки, его вклад невозможно переоценить, - заметила Виктория. - Он не боялся никого и ничего. Он мог зайти в Министерство культуры и отстоять кого-то. В театральном мире, в мире художников, писателей, и композиторов появилось много новых, интересных художников, но такой смелостью, как Денисов, не обладают. Заслуга «шестидесятников», в том числе и Денисова, в том, что в закрытой стране люди знали о современной музыке и благодаря ему, мы имеем то, что имеем. Без Денисова не было бы Дорохова».