Новости культуры российских регионов
18 апреля 2012
Сибирь

Все в печу-кучу

Новые форматы музыкального общения предложил фестиваль современной музыки имени Э.Денисова.

Печа-куча в переводе с японского языка означает «болтовня», «бла-бла-бла». Однако «болтовня» строго ограничена временем: не больше 20 секунд на каждый из 20 кадров. Формат 20 на 20, или 6 минут 40 секунд – таков регламент выступления каждого участника печи-кучи. Считается, этого времени достаточно, чтобы сообщить какую-то новость, рассказать о каком-то событии, явлении, заявить миру о своей идее.

 

Такой необычный формат обмена информацией был предложен участникам Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова, который проходил в Томске с 28 марта по 10 апреля. Общение в формате «печа-куча» происходило в концертном зале музыкального колледжа, во второй день фестиваля и носило камерный характер. Шесть выступающих. Шесть сообщений, которые трудно было бы объединить в единое целое, если бы не этот формат, не имеющий ограничений ни в теме, ни в возрасте докладчиков, ни в их социальном статусе. Только фиксированное время. Правда, музыканты вышли за рамки «20 на 20», так как даже минималистское музыкальное произведение звучит дольше 20 секунд. Тем более для Томска такая форма пока непривычна. Скажем больше, это была премьера.

 

Какую же информацию организаторы предложили для обсуждения, осмысления и усвоения? Сообщение студентки 3 курса Института культуры и искусств ТГУ  Марии Кириенко носило просветительский характер. Она рассказала о 12 пьесах Клода Дельвенкура, объединенных одним названием – «Лакомства». Свой интерес к творчеству французского композитора, жившего в начале ХХ века, она объяснила тем, хотела открыть томичам его творчество,  мало известное в России. Мария разучила все 12 пьес и включила их в свою концертную программу. На «Печи-кучи» она проиграла фрагменты из «Рождественского пудинга».

 

Благодаря формату «болтовни» в столь солидном месте как музыкальный колледж можно было рассказать о своих увлечениях японскими анимэ, что и сделала студентка этого колледжа Лена Сорокоумова, на самом серьезном уровне представив творчество композитора Хисаисе Дзё, который написал музыку к фильму «Унесенные призраками». Или научить всех ритму, который выстукивают на своих барабанах индийские музыканты. Это и проделала со всеми девушка по имени Джессика. Следом за такими несерьезными темами солидная тема - превращение музыкального колледжа в консерваторию - могло бы выглядеть неуместным. Однако печа-куча – весьма демократический способ общения.

 

Печа-куча объединила сообщения студентов Натальи Корогодиной и Ильи Соловьева о творчестве известного музыканта, признанного мэтра русского рока Бориса Гребенщикова с презентацией преподавателя музыкального колледжа творчества Вероники Кривопаловой о творчестве начинающего композитора, выпускника Томского музыкального колледжа Георгия Дорохова. Музыка Гребенщикова и Дорохова имеют те же сходства, что «лед и пламя, вода и камень». Один стремится к гармонии, другой ищет музыку в дизгармонии. Вероника Алексеевна считает Дорохова продолжателям линии Денисова. Хотя произведения самого Эдисона Васильевича кажутся классическими по сравнению с сочинениями Георгия. Денисов никогда не писал музыку для батарей центрального отопления и мусорных баков, равно как и произведения, в результате исполнения которых разрушается инструмент.

Сообщение о молодом композиторе, который пишет радикальную музыку, прозвучало своеобразным анонсом к «Суперавангардному концерту», где было исполнено его произведение.