Новости культуры российских регионов
17 апреля 2012
Центр

«Влажность черноземных га…»

В Доме журналистов открыта выставка победителя «Культпохода».

Автор выставки линогравюр «Чернозём», что работает в Доме журналистов, широкому кругу ценителей изобразительного искусства пока неизвестен.   Выпускник Воронежского художественного училища Денис Булавинцев заслужил право на персональное выступление победой в прошлогоднем «Культпоходе» – областном конкурсе творческих работ воронежской молодежи.

 

Лауреатские лавры принесли Денису именно те произведения, из которых и был впоследствии составлен «Чернозем». И вот –  первая в карьере  молодого художника выставка, организовали которую арт-группа «Квадрат» и областной Дом журналистов при поддержке департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

 

Земля и воля

 

 По названию нетрудно (спасибо, в первую очередь, Андрею Платонову)  догадаться: серия  «Чернозем» посвящена Воронежу. Конкретно –  знаковым местам  Центра Черноземья и традиционным городским пейзажам. «Чернозём», разумеется, «употреблен» не в абсолютном своем, натуральном варианте, но – как понятие. Или даже метафора.  Автор поясняет, что под этим, родным сердцу каждого воронежца, словом подразумевается  «своеобразная атмосферная особенность города».

– Чернозем –  неотвратимо тяжёлый и засасывающий, часто мрачный и давящий, и, в то же время, плодородный и благодатный слой для разного рода начинаний,  –  объясняет Денис идею цикла. И обращает внимание на эпиграф к выставке, позаимствованный из одноименного стихотворения Мандельштама.

Переуважена, перечерна, вся в холе,
Вся в холках маленьких, вся воздух и призор,
Вся рассыпаючись, вся образуя хор, —
Комочки влажные моей земли и воли...

Глядя на листы серии, нельзя не вспомнить Осипа Эмильевича еще раз – с его «сухой влажностью черноземных га». Все, все в тему!..

Как зритель, я безоговорочно соглашаюсь с тем, что Денис имеет полное право соотносить свое творчество с великими представителями мировой культуры, коими являются Платонов и Мандельштам. Поскольку солидарна с коллегами Булавинцева, отмечающими: «Техника Дениса – комковатая, земляная. Воронеж – словно пашня: то ли уже подготовленная для каких-то всходов, ждущая новой жизни, то ли перепаханная и оставленная отдыхать. Город – будто картина из комьев земли, наваливающихся друг на друга…»

Золотая середина

Стилистика, эстетика; тут можно оперировать какими угодно терминами. Но сам «смак», органолептика «черноземного» творчества  Булавинцева понимается (я бы даже сказала – ощущается) зрителем интуитивно. Это – огромный плюс молодому художнику; он, в отличие от большинства своих амбициозных ровесников, не прикрывается щитом « я так вижу». Вернее, то, что Денис «так видит», ясно без пояснений и комментаторских усилий с его стороны. Более того, зритель, оказавшись в поле работ Булавинцева, сам начинает «так видеть». То есть – проникается авторской правдой и принимает ее. Такие вещи говорят об уровне мастерства: художник, не пряча своей мироощущенческой брутальности (напротив – подчеркивая ее), считается со строгими, на самом-то деле, законами творчества. И организовывает свое естество с оглядкой на них; умеет, то есть, найти золотую середину.

Хочется, чтобы это заметили не только «кулуарные» почитатели Дениса. Но и люди, от которых, в теории, зависит продвижение молодого автора вперед и выше. Жаль, что тот же международный Платоновский фестиваль, который нынешним июнем пройдет в Воронеже во второй раз, не интересуется местными юными дарованиями. Мировые знаменитости – гости, безусловно, желанные. Но помощь одаренной молодежи (в форме предоставления площадки для выступлений) – дело не менее нужное и почетное, чем организация престижных визитов.

Школьный вальс

Конечно, при всем том говорить об окончательной  зрелости художника Булавинцева было бы опрометчиво: несмотря на выраженность творческой позиции, темперамента  и почерка, ясно, что пока Денис – в поиске. Ищущего человека всегда видно. И понятно в этой связи, что главные обретения молодого автора – впереди. Тем более, в такой трудоемкой технике, как линогравюра. Но сама культура творчества, понимание глобальности  его задач – уже в наличие. И это, скорее, закономерность, чем счастливый случай. Называется – школа: Денис Булавинцев – успешный ученик  крупного воронежского графика, залуженного художника России Владимира Преснякова.

Думается, благодаря отношению к делу именно таких мастеров, как Владимир Алексеевич, техника классической чёрно-белой линогравюры, страдающая нынче под жестким натиском вездесущей компьютерной графики,  не потеряла способность выражать современное содержание жизни.  И недаром «Чернозём» Булавинцева перекликается с известной серией Преснякова «Силуэты моего города». Что отнюдь не мешает ему быть самостоятельным и самодостаточным: молодой художник выказывает свой, свежий, несмотря на всю «черноземность» (а может – благодаря ей),  взгляд на повседневность.

Кинотеатр  «Пролетарий» и  ВОГРЭСовский  мост, малые улочки исторической части Воронежа и частные домики на спуске к водохранилищу… Город Дениса Булавинцева узнаваем и понятен  каждому коренному жителю. При том художник не боится «очернить», как говаривали коммунистические цензоры, действительность: его Воронеж несколько диковат, неуклюж. И даже, по замечанию кого-то из единомышленников, «похож на Петербург Достоевского – довольно мрачное и неуютное место». Я, услышав такую – довольно точную – характеристику линогравюр, вспомнила известную песню: «Но ты и дорог мне такой…»