Новости культуры российских регионов
17 апреля 2012
Поволжье

Владимир Вейс: «Виртуалка — мой «сундук»

Самарский автор, главный редактор газеты «Куйбышевский железнодорожник» Владимир Вейс стал победителем всероссийского конкурса «Писатель года» и обладателем премии «Серебряное перо».

Участниками конкурса были около пятисот авторов, разместивших свои произведения на литературном портале «Проза. ру». Владимиру Вейсу как лауреату было давно право бесплатно издать свою книгу. В скором времени в Москве выйдет сборник его рассказов «Когда любопытно жить и умирать».

 

«Философия любви»

- Что будет в вашей новой книге?

- Будут рассказы, написанные в прежние годы и новые. О современных людях, об их отношениях друг с другом. Рассказы разделены на два цикла: «По закону совести» и «Философия любви».

- Можно ли сказать, что сюжеты ваших рассказов и повестей вырастают из журналистского опыта?

- Скорее, они из моего жизненного опыта. Мне пришлось немало поездить по стране – работал в Туркмении, Киргизии, Украине. Да и приехав в Самару, много ездил, встречался с самыми разными людьми. Во многих рассказах описаны случаи из реальной жизни. Я даже могу сказать, на каких улицах Самары происходит действие моих рассказов. Если не представишь себе реальное место, где происходит описываемое событие, ничего не получится.

- Наверное, это можно сказать и о рассказе «Антихоспис», с которым вы стали лауреатом конкурса…

- Рассказ основан на моих мытарствах как переселенца. Я ведь какое-то время, приехав в Самару, был безработным. Надо было найти работу, жилье, встроиться в новую жизнь Все это было непросто. Порою я не ощущал времени, было чувство безысходности, ирреальности происходящего. И это ощущение я постарался передать в рассказе. Что-нибудь путное можно написать, только основываясь на личных переживаниях. Константин Паустовский как-то сказал: если писатель не пропустит через себя, через свои чувства то, о чем пишет, ничего у него не получится.

 

«Вперед, в прошлое»

- Но ведь у вас есть и фантастическая проза…

- Да, это способ понять тот мир, в котором мы живем. Это можно сказать, например, о романе «Вперед, в прошлое», где герой попадает из 1976 года в 2006-й. Как фантаст, я многому учился у Стивена Кинга. Его проза вдохновляет, он очень интересно пишет на грани реального и фантастического.

- Но у него немало жестких моментов...

- Это мне как раз не очень нравится. По-моему, не стоит погружать читателей в кровавые драмы, травмировать их психику.

- Сейчас много пишут о том, какими будут новые технологии. Вам интересно как писателю поразмышлять об этом?

- Конечно. На этом построен, например, мой рассказ «Вечная жизнь», в котором герой начинает жить с женщиной-киборгом. И потом постепенно сам становится киборгом.

Есть у меня рассказ «Планета роботов», в котором я пытаюсь понять, есть ли что в человеке от робота…

- И что, нашли что-нибудь?

- По-моему, да. Еще меня интересует теория несостоявшегося факта. Интересно поразмышлять о том, что было бы, если бы… Повернуть причинно-следственные связи в другую сторону. Это как в жизни: вы переходите дорогу, рядом проехала машина, если бы она проехала секундой раньше, она могла вас сшибить…

 

«Графоман» Толстой

- Вы возвращаетесь к своим старым текстам?

- Да, я постоянно чищу свои произведения. Мне все время кажется, что над ними нужно еще работать и работать, чтобы добиться того, чего я хотел. Один писатель как-то сказал: написал рассказ — положи его в сундук, чтобы отлежался, а потом постарайся посмотреть на него свежим взглядом. Я размещаю свои рассказы на литературных сайтах, и мне интересно, как отреагируют на них на форуме читатели. Если зацепило, идут отклики. А потом я возвращаюсь к этим рассказам. Так что виртуалка - мой «сундук». И появившаяся для автора возможность разместить свои произведения в Интернете — большое дело.

Что же касается взаимоотношений «писатель — издатель — читатель», тут все непросто. Одно время у меня была идея создать собственное литературное агентство. Даже подготовил бизнес-план. Но проект не пошел.

- Почему, как думаете?

- Наверное, идея была слишком далека от реальности. Агентство должно было по заказам издательств искать новых интересных авторов. Но нынешние книжные издательства зависят от денежного мешка, а не от потребностей общества. В новых авторов надо вкладывать деньги, рисковать. А издательства держатся на перепечатках классиков и уже раскрученных когда-то зарубежных и российских именах. Ко всему, что не вписывается в определенные стандарты, относятся с опаской. Как-то мы с друзьями для эксперимента передали в одно из столичных издательств несколько страничек рукописи Льва Толстого. Редактор перечеркал их правкой и сказал, что это за графоман. Вообще, в России, насколько я знаю, литературные агентства нигде не пошли.

- И все же, как вы думаете, общество когда-нибудь обратится к этой практике?

- Думаю, да. Поскольку тоска людей по хорошей литературе неизбывна. А то положение, которое сложилось сегодня в книжном мире, - неверное.

Справка

Владимир Вейс родился в туркменском городе Чарджоу в 1948 году, окончил филологический факультет местного педагогического института. С 1997 года живет в Самаре. Работал во многих редакциях, в том числе в редакции газеты «Волжская коммуна». Активно занимается литературным творчеством с 1997 года. С 2005 года - член международного союза писателей «Наш современник».
Первая книга Владимира Вейса - «Бег времени» - вышла в электронном издательстве Terrarus. В 2011 году в столичном Издательстве Рунета вышли его книги «Антигламур» и «Президент-бомж».