Новости культуры российских регионов
31 марта 2012
Поволжье

Леди Джаз из Риги

В наш город после долгого перерыва приехала Ольга Пирагс.

Она дала два концерта: в Театре кукол и в «Джем-Престиже». Вместе с ней на сцену выходили корифеи нижегородского джаза: трубач Виталий Янков, саксофонист Дмитрий Трифонов, клавишник Александр Шишкин, бас-гитарист Сергей Проскурин и ударник Леонид Бронштейн.

Корреспонденту АКИ посчастливилось пообщаться с джазовой дивой на репетиции.

- Считается, что джаз – искусство импровизационное и, соответственно, джазовые музыканты играют программу сразу, без предварительного проучивания…

- Ну что вы! На репетициях распределяется сценарий пьес: сколько квадратов кто будет играть, как начать, как закончить... Довольно большой процент музыкантов не сочиняют импровизации на ходу, а продумывают их предварительно, даже записывают нотами и затем играют их из концерта в концерт. Но даже те, кто способны на ходу импровизировать, тоже пользуются многолетними наработками: излюбленными мелодическими формулами, фирменными фразочками. К тому же, на репетиции новые музыканты словно учат друг друга, взаимно обновляя музыкальный язык. И потому «свежие» составы рождают новую музыку, даже если звучат одни и те же композиции.

- Раймонд Паулс, с которым вы тесно сотрудничали в течение многих лет – гений лаконичного стиля. Он повлиял на вас?

- Разумеется! Более того, именно он научил меня джазу.

Когда в 1979 году Паулс пригласил меня спеть его песни, я тогда джаз не пела совсем. Он был моим самым первым наставником в джазе, показывал и подсказывал, как и что надо делать. Но он никогда не говорил «Пой так» или «Пой не так». Он вообще ничего не говорил. Просто играл, аккомпанировал и тем самым показывал, как все должно звучать.

- Одни из самых популярных в Нижегородской филармонии является абонемент Аркадия Шилклопера. В Самарской филармонии много лет идут концерты в рамках джазовых абонементных программ, курируемых экс-нижегородцем Григорием Файном. Не хотите ли вы, используя свое имя как бренд, создать нечто подобное в Рижской филармонии?

- К сожалению, в моей «родной» филармонии на это не идут. Говорят коротко и просто: аренда зала стоит столько-то, аренда аппаратуры – столько-то. И вообще, организация концертов – совершенно отдельная, не моя работа. Если мне предложат, например, быть художественным руководителем проекта, я соглашусь с удовольствием. Но не более того! Многое зависит от финансирования, и, думаю, мне удалось бы получить средства на свои проекты, но ходить с протянутой рукой, поверьте, очень нелегко.

Для справки. Ольга Геннадьевна Пирагс — латвийская эстрадная певица. Закончила музыкально-педагогический факультет Даугавпилсского пединститута, два года работала солисткой ансамбля «Инверсия», затем была приглашена Раймондом Паулсом в оркестр эстрадной и легкой музыки, где работала до 1983 года. С 1987 по 1990 год работала солисткой Читинской филармонии, в 1990-1991 - артисткой Рижского музыкального камерного театра. В течение двадцати лет преподает эстрадный вокал. Много гастролирует. Живет в Риге.