Новости культуры российских регионов
28 марта 2012
Поволжье

Владимир ФЕДОТОВ: «Я хотел бы снять фильм о группе Led Zeppelin»

Интервью с известным режиссером-документалистом.

Режиссер документального кино Владимир Федотов живет на два города — Самару, откуда он родом, и Москву, где окончил ВГИК и где работает. Его первый, дипломный, фильм «Когда рвется пленка» (об отце - операторе и киносценаристе Владимире Федотове и о его поколении) имел успех на Открытом российском фестивале документального кино «Соль земли» в 2010 году. Недавно Владимир Федотов-младший завершил съемки неигрового фильма «Защитник и центровой из 9 «в». Фильм был снят кинокомпанией «Риск» при финансовой поддержке министерства культуры России, съемки проходили в Самаре, на родине режиссера.

 

Позитивное кино

 - Почему вы обратились к теме юных баскетболистов?

 - Год назад я узнал о самарской команде государственной детской и юношеской школы олимпийского резерва. Мне показалось интересным снять фильм об этих ребятах. Я ведь и сам в свое время занимался спортом. И мне захотелось понять, почему современные дети тратят большую часть жизни на спорт, на постоянные изматывающие тренировки, хотя вокруг столько соблазнов. Мне стало интересно посмотреть на этих ребят...

 В прошлом году команда выиграла чемпионат России, и было как-то обидно, что об этом мало кто знает, что это событие не имело должного отклика. Кстати, на чемпионат я приехал по собственной инициативе, тогда еще не было заказа на фильм.

 Над фильмом работал около года – непросто было договариваться о съемках: спортсмены – народ занятой. Первенство России и стало канвой фильма. На тот момент не было известно, кто победит. Так что в основе сценария - не надуманный сюжет, а реальный путь героев к спортивным достижениям, смешанный с повседневностью. В ходе съемок я познакомился с руководителями профессионального баскетбольного клуба «Красные крылья». А потом снимал совместную тренировку юных и взрослых игроков. В общем, сюжет этой истории развивался, что называется, на глазах съемочной группы. И пусть этот путь мог завести совсем в другую сторону... На то она и жизнь, в конце концов...

 - Но герои фильма – не вся же команда…

 - Конечно. Не будет же зритель полчаса смотреть, как баскетболисты бегают туда-сюда. Фильм рассказывает о 14-летних подростках Мише и Егоре, увлеченных баскетболом. Кстати, они оказались школьными друзьями. Хотелось присмотреться к ним поближе, «нырнуть» в их жизнь, проходящую между учебой и тренировками, жизнь размеренную, но яркую. Герои живут своим не определенным еще будущим, маячащими вдалеке призрачными возможностями… И мы предлагаем зрителям тоже вернуться в ощущения юности...
 - Какую задачу вы решали, делая этот фильм?

 - Моя задача была сделать позитивное кино. Это мое кредо. Хотя и в том материале, который я снимал, можно было бы при желании «накопать» негатив. И потом, хотелось бы, чтобы в истории осталось засвидетельствованным это событие: наша юношеская команда – чемпион России. Ведь фильм, как и другие картины, снятые по заказу министерства культуры, будет храниться долго…

 

 «Город на том берегу»

 - В этом фильме ведь есть и Самара…

 - Да, сюда, словно сквозняком, заносит мой любимый город. Есть тут и знакомые каждому сценки из школьной жизни.

 - Кстати, вы не оставили надежды снять фильм о Самаре?

 - Нет, не оставил. Я по-прежнему хочу сделать фильм о Самаре, о ее неповторимой атмосфере. Ведь это странный, удивительный город. И я его очень люблю. С этим городом связаны самые дорогие детские и юношеские воспоминания. Хотелось бы сохранить возможность поработать как режиссеру в Самаре.

 Мне хотелось бы сделать фильм о «городе на том берегу». О палаточной Самаре, когда люди летом живут большими поселениями на том берегу Волги. По-моему, такого нет ни в одном другом месте. При этом палатки могут соседствовать с дорогими особняками… Может быть, это связано с детскими воспоминаниями о том, как мы, близкие по духу люди, раньше часто встречались все вместе у костра. Каждое воскресенье наша семья и родственники собирались где-нибудь на природе. И мое нынешнее стремление выйти на волжский берег и разжечь костер – наверное, оттуда, из детства. Я не хочу, чтобы оборвалась ниточка этих дорогих для меня традиций…

 - А почему бы в таком случае не снять фильм о Грушинском?

 - У меня была заявка на такой фильм. Это было, когда Грушинский фестиваль разделился. Я хотел снять фильм о том, как хорошую идею превратили в рынок. Но заявку тогда не приняли.

 

 «Среда обитания»

 - Чем вы занимаетесь в Москве? Совпали ли ожидания и реальность?

 - Нет, не совпали, как чаще всего бывает. Не всегда приходится заниматься тем, что хочется. Чтобы в столице добиться успеха, надо, помимо прочего, постоянно бывать на тусовках, заводить нужные знакомства. Я не очень умею это делать. Снимаю ролики о том, как другие люди делают фильмы, – их потом выкладывают в Интернете.

 Недавно неожиданно для себя я стал диктором на Первом телевизионном канале в программе для потребителей «Среда обитания». Конкурс был очень большой, но мне удалось пройти отбор. В принципе, для меня это дело не новое. В Самаре я долго работал на радио «Европа плюс».

 - А как же документальные фильмы? Многие телевизионные каналы сейчас сами занимаются их производством…

 - Я не хочу работать в телевизионном формате. Остаюсь приверженцем документального кино. Это совершенно разные вещи. Телевидение это прежде всего информация, а потом изображение. А кино — изображение, а потом информация. К сожалению, сегодня критерии путаются. Чуть ли не у каждого есть видеокамера. У многих - простейшие монтажные программы. Каждый может снимать свое кино. И эта кажущаяся доступность снижает общий уровень документальных фильмов. Меняется и восприятие кино. У людей появилось клиповое мышление. Человеку обязательно надо давать дополнительное раздражение, иначе ему становится скучно. Я пытаюсь сопротивляться этой тенденции. Хотя и клиповые сюжеты я тоже монтировал. И в этом нет ничего плохого, если ты точно понимаешь, чего хочешь достичь, понимаешь задачу, которую ты решаешь. Если же с помощью документального кино ты пытаешься создать какой-то интересный образ, атмосферу - клиповое мельтешение идет только во вред.

 - А как вы относитесь к такому явлению, как провокация в документальном кино?

 - Я не люблю этого. Не люблю, когда снимают фильмы для того, чтобы показать: смотрите, как я умею провоцировать, как умею организовать скандал. Для документального кино важен вопрос этики. Ты должен чувствовать ответственность за своего героя. Ведь твой фильм может, в конце концов, обернуться для него неприятными вещами. И виновен в этом будет автор фильма.

 - У кого (и у чего) вы учитесь как режиссер?

 - Конечно, я смотрю много фильмов – и игровых, и неигровых. И часто при этом что-то открываю для себя. Люблю пересматривать фильмы классика нашего документального кино Артура Пелешяна, они доставляют мне удовольствие. Перечитываю работы Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна, Михаила Ромма. В них приоткрывается много «потайных» секретов кино. С детства у меня любовь к чтению. И художественные литературные произведения нередко подсказывают, как лучше выстроить драматургию фильма.

 

 «ВОДА» и ритм

 - В Самаре вы известны как музыкант. Ваше пристрастие к музыке видно и по фильмам, для которых музыкальное оформление имеет особое значение…

 - У музыки и кино много общего Музыка дает фильму дополнительный ритм, она оказывает огромное влияние на монтаж. Даже термин есть кинематографический — лейтмотив. Если грамотно музыкально оформить фильм, можно скрыть и какие-то режиссерские огрехи. Хотя бывает и так, что режиссер перегружает музыкой фильм. В нем должны быть паузы, место для дыхания.

 - О чем бы вы хотели сейчас снять фильм?

 - Хотел бы снять кино о группе Led Zeppelin. Это давняя мечта, не знаю, смогу ли я сделать это. Это моя любимая группа. В детстве и юности слушал в основном отечественную рок-музыку - «Аквариум», «Кино», Майка Науменко. А потом увлекся музыкой Led Zeppelin. Я считаю, что это лучшая в мире рок-группа, мощная по звучанию, с необычайно широким диапазоном, с необычными аранжировками.

 - Почему музыкальные группы так привлекают режиссеров кино? О многих из них созданы фильмы…

 - В каком-то смысле это герои нашего времени. Интересно же посмотреть, как они творят…

 - А что ваша музыкальная группа «ВОДА»? Ведь у нее в Самаре есть поклонники…

 - Группа существует, хотя работаем мы не так интенсивно, как раньше. Иногда мы собираемся и делаем небольшие концерты для очень больших поклонников группы. Хотя собраться бывает непросто. Наш флейтист сейчас живет немецком городе Дортмунде, гитарист – в Санкт-Петербурге. В этом году нашей группе исполняется 25 лет. Я постараюсь привлечь всех музыкантов группы и выступить по такому поводу в Самаре…

 

 СПРАВКА

 Владимир Федотов родился в Самаре, в кинематографической семье. Отец, Владимир Федотов, работал оператором, режиссером, сценаристом на Куйбышевской студии кинохроники. Мать, Вера Мордвинова, работала на этой же студии, была редактором фильмов, она известна как киновед. Владимир Федотов-младший окончил ВГИК, снял фильмы «Афоня и Олег», «Под Напругой», «Когда рвется пленка». Четверть века Владимир Федотов является руководителем самарской рок-группы «ВОДА».