Новости культуры российских регионов
20 марта 2012
Поволжье

Алексей Архиповский: «На балалайке можно думать»

В Нижегородской филармонии с аншлагом прошел концерт Алексея Архиповского.

Алексей Архиповский, российский балалаечник-виртуоз, родился в Туапсе в 1967 году. Закончил музыкальную школу по классу балалайки и ГМУимени Гнесиных (отделение народных инструментов). С 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре, с 1998 по 2002 - в Государственном Академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.
С 2003 гг. начинает сольную карьеру, сотрудничает с центром Стаса Намина. Участник этно-фестивалей. На концертах активно пользуется звуковыми эффектами.
На сегодняшний день признан многими специалистами лучшим балалаечником России.
Когда видишь, как легко и быстро порхают над струнами балалайки, едва касаясь их, пальцы музыканта, а в зале при этом звучат сложнейшие произведения мировой классики от Паганини до Римского-Корсакова, «лишних» мыслей при восприятии искусства не возникает. Кроме одной: этот парень вводит всех в заблуждение своим инструментом; он, скорее всего, потомственный гениальный скрипач, а игра на балалайке – это так, работа под прикрытием. Потому что в России, и потому что народ это особенно любит…

– Нет, балалайка – это не прикрытие, – возразил Алексей в гримерке после концерта. – Это тот инструмент, через который можно играть разнообразные ощущения, на котором можно думать и чувствовать. А многочисленные цитаты из классического репертуара объясняются тем, что я лет двадцать играл на балалайке всевозможные серьезные произведения, поскольку вырос из академической школы.
- Вы владеете скрипкой?
- Из струнных инструментов владею только балалайкой, на скрипке играть вовсе не доводилось. Но еще с детства я знаю, что у балалайки очень широкие тембральные возможности, хотя и диапазон всего две октавы. И, соответственно, множество миров, которые можно открыть и показать.
– Как вы стали выступать с концертами?
– Неожиданным для себя образом. Я не особенно планировал гастрольную ситуацию, которая сейчас имеет место. Я до сих пор слегка удивляюсь, что во всех городах, где выступаю, люди заполняют тысячные залы.
– Ваш концерт делится на два отделения – «веселое» и «серьезное». Чем это вызвано?
– Первое отделение складывается из популярного материала, поскольку нужно оправдывать ожидания людей в отношении такого «несерьезного» инструмента, как балалайка. Отсюда и некоторое скоморошничанье, цирковая подача, чтобы привлечь внимание. Но в целом, все, что прозвучало, – это мои пьесы, с обильным и слабым цитированием известной музыки в некоторых местах.