Новости культуры российских регионов
1 марта 2012
Центр

Алхимия Ворошилиных

В галерее «Нефте» открыта выставка художественного стекла и эмалей.

«Художественное стекло. Эмальерное искусство» – название  новой выставки в "Нефте", которую не будет преувеличением признать открытием. Хотя вряд ли зритель, годами отслеживающий творчество Ирины, Александра и Анны Ворошилиных, удивится очередной смене «жанра»: этот тройственный союз, мама, папа и дочь,  известен неуемным, иначе не скажешь, поиском. Осваивают, причем до тонкостей, одну технику – тут же берутся за другую. Ворошилины – не просто талантливые профессионалы. Они – настоящие пахари, трудоголики, влекомые жаждой самовыражения едва ли не во всех возможных (для людей их профессии) ее вариантах.
Сегодня выражение «трудиться в поте лица» звучит как никогда адресно: семья выставила в «Нефте» работы, выполненные в новой технике под названием «фьюзинг». Она, основанная на плавлении стекла при высокой температуре, исключает использование металлического профиля. На отдельном листе из кусочков собирается рисунок, после чего полученную  «мозаику» спекают в печи в единый пласт. Ни дать, ни взять – горячий цех.
Сами, однако, мастера заостряют внимание никак не на трудностях ремесла, необходимого для «выработки»  искусства. Куда охотнее поясняют: древней технологией фьюзинг достигаются уникальные  «стеклянные» эффекты, позволяющие произведению прекрасно вписываться в самые современные интерьеры. Причем строгий климат-контроль тут необязателен: за счет своей фактуры стеклянный монолит не боится, в отличие от картин, рисунков и других предметов, влаги. Он не подвержен старению, изменению цвета. То есть – тысячелетиями не меняется; вечную, получается, красоту создают Ворошилины.
– Что нас, троих, связывает?  – рассуждает Ирина. – Не только  общая фамилия и родственные узы. Но и – любовь к материалу, который мы выбрали для своего сегодняшнего творчества. А также желание того, чтобы выставленные предметы из стекла звучали не просто как образцы декоративно-прикладного искусства, но существовали бы в качестве самостоятельных артобъектов. И приковывали бы к себе взгляд в любом интерьере, доминировали там, были притягательной точкой… Хочу сказать, что работа со стеклом невероятно увлекает художника, завораживает: материал – очень  интересный. Светоносный, прозрачный, дающий необыкновенные переливы цветов, игру оптическими отражениями. Богатейшие декоративные возможности стекла позволяют художнику выразить не менее широкую, в сравнении с красками, гамму чувств и настроений. Этой гаммой чувств и настроений мы и хотим поделиться с вами.
Как авторы Ворошилины действительно разные. И действительно самодостаточные. Если коротко: Анна, по моему восприятию, в сравнении  с родителями более «импрессионистична». У ее работ – ощутимо протяженная перспектива в пространстве (воображаемая, конечно), адекватная жажде молодости остро чувствовать не только ближайшее окружение, но – весь мир. Ирина – самая «камерная» из троицы. Самая «уютная» и, как ни парадоксально, одновременно самая праздничная, мажорная. Она умеет снабдить простые, откровенно бытовые предметы таким художественным содержанием, что они превратятся в объект любования. При том художница  – властная укротительница красок; она их использует как бы на гране дозволенного, но всегда это – органика в рамках конкретного изображения. Александр высказывается заметно лаконичнее: его «фразы», при всей их яркости, короче, чем у женщин. И, наверное, емче. Впрочем, точки пересечения всех троих тоже наличествуют, и очень явно.
– На выставке представлены высоко поэтичные художественные формы, – считает профессор ВГУ Тамара Дьякова. – Во всяком случае, в лирике Серебряного века, в стихах Гумилева, Ахматовой, Мандельштама образы эмали, стекла и их художественных производных встречаются очень часто. Семантика этого образа многогранна. Тут и хрупкость человеческих отношений, и хрупкость иллюзий, и нравственная чистота, и ее потеря, и свет, который идет от человека и превращается в нечто очень значимое или, наоборот, идущий к человеку – от каких-то светлых начал…