Новости культуры российских регионов
27 февраля 2012
Поволжье

Академическая «Груша»

Фестиваль авторской песни - на сцене Театра оперы и балета.

В этом году зимний Грушинский прошел при поддержке правительства Самарской области. Министр культуры Ольга Рыбакова напомнила о том, что Грушинский фестиваль стал уникальным культурным явлением не только для Самарской области, но и для России в целом. «Билеты распространялись по общественным организациям, по ветеранским и молодежным объединениям, то есть все любители авторской песни получили возможность бесплатно посетить фестиваль, - сказала Ольга Рыбакова, - зимний Грушинский-2012 было решено провести на самой лучшей концертной площадке. Стало уже традицией именно здесь проводить самые значимые и серьезные мероприятия».
Хотя шутки по поводу места проведения все-таки были. Александр Городницкий, открывая свой творческий вечер, начал с житейской байки: «Было это в 70-х годах. Бегут как-то Кукин и Клячкин с гитарами с одного концерта на другой, бегут мимо Большого театра. «Жень, ты не знаешь, что это за здание?» - спрашивает Кукин. «Нет, - отвечает Клячкин, - я там еще ни разу не пел». А вот у нас появилась такая возможность выступить в Академическом театре оперы и балета», - подытожил Городницкий.
 Открывали зимний Грушинский дети. Вопреки ожиданиям на сцену вышли не маленькие барды с гитарами, а целые ансамбли, коллективы, выступления которых скорее можно назвать театрализованным представлением, ярким, красочным, слаженным, но хотелось спросить: при чем здесь авторская песня? Вероятно при том, что исполняли коллективы произведения Юрия Кима, Татьяны и Сергея Никитиных и других известных бардов.
В три часа дня состоялась творческая встреча с Александром Городницким. «Живой шестидесятник», - сказал о себе поэт, ученый, академик, один из основоположников авторской песни в России. Первый раз Городницкий участвовал на Грушинском в 1970 году, в составе жюри. На фестиваль нынешний приехал с домашней заготовкой. «Я снял фильм о себе», - сказал Городницкий. Что не совсем верно, через себя автор рассказывает о блокадном Ленинграде, об эвакуации и послевоенной советской стране, о друзьях-поэтах, о геологических разведках, об экспедициях на Северный полюс и в Антарктиду, о своем сыне, который сейчас живет в Израиле… В фильме звучат песни и стихи автора. Не все оказались готовы к просмотру полуторачасового фильма, хотя, как выяснилось, это лишь выдержки из сериала, который длится 17 с половиной часов. Во время просмотра многие вставали, уходили, кто-то возвращался - в общем, ощущалась свобода и непринужденность, свойственная для Грушинского. Но песни все-таки прозвучали. Александр Городницкий исполнил как известные произведения, так и новые и даже пародии на себя самого.
Завершился фестиваль традиционным гала-концертом «Сверим наши песни», ведущими которого стали Наталья Кучер (Москва) и Борис Кейльман. Рассказывать концерт – дело неблагодарное и пустое. Но для любителей авторской песни о многом скажут имена исполнителей: Леонид Сергеев (выступление которого стало большим сюрпризом для зрителей), Алексей Иващенко (Москва), Александр Городницкий (Москва), Константин Арбенин (Санкт-Петербург), Ирина Сурина (Москва), Валерий Боков (Казань), Роман Ланкин, Татьяна Ларина (Томск), ансамбль «Белая гвардия» (Москва), конечно же, «Грушинское трио» и многие другие.
И не вопреки, а благодаря тому, что фестиваль проходил в Самарском театре оперы и балета, удалось создать атмосферу и ощущение Грушинского. Благодаря декорациям театра сцена превратилась в поляну, окруженную вековыми дубами. Во время выступления артистов на экран транслировалось онлайн происходящее на сцене. Также на экране всплывали фотографии с изображением природы, грушинской поляны, а порою и видео, иллюстрирующее само исполнение – горы, море, парусные регаты и даже далекий-далекий Непал, из песни Алексея Ивашечкина «Намастэ». Конечно, все действо походило на шоу – в хорошем смысле этого слова, отрежиссированное, подготовленное, без технических накладок и сбоев. Скажем так, совсем не провинциальное.
Но Грушинский есть Грушинский, хоть и зимой. Ни в какие академические и временные рамки он не желает укладываться. В запланированные десять часов фестиваль не закончился, служащие театра нервно ходили по коридорам, отворяли двери, тем самым приглашая зрителей к выходу. « А они все поют и поют…» - обреченно вздохнул охранник Оперного, когда в половине одиннадцатого я прошла мимо него в гардероб.