Новости культуры российских регионов
20 февраля 2012
Поволжье

Жаркие южане согреют зимой

В зале филармонии состоялся концерт легендарного Кубанского казачьего хора.

«Любо!» - хотелось крикнуть, и не раз, во время этого концерта. И зрители кричали, причем так часто, что не оставляло ощущение: половину мест точно занимали казаки или их потомки.
Отдельные смельчаки из зрителей были в кубанках и черкесках, на удивление обошлось без шашек, которые однако высекали искры в руках танцоров ансамбля, исполнявших на сцене ураганные, боевые казачьи пляски. Нечасто северным нижегородским жителям приходится лицезреть буйство и ярость южно-русской хореографии. Зрелище – впечатляющее.
Выступление Кубанского казачьего хора состоялось в рамках всероссийского тура, приуроченного к 200-летию прославленного коллектива, который берет свое начало в войсковом казачьем певческом хоре. В финале концерта, под мощные призывные строки «Прощания славянки» – «Встань за веру, Русская земля!» – зал поднялся в едином порыве, и такое единение происходит на каждом выступлении коллектива в России. К сожалению, один из главных казачьих хитов «Любо, братцы, любо» на концерте не прозвучал, что вызвало недоуменный вопрос хормейстеру.
– А я думал, что главная песня у нас – «Вареники»! – широко улыбаясь, парировал Андрей Кобельков. – Мы ведь катаемся по России уже две недели, гастрольные выступления чуть ли не через день, поэтому меняем программу — тяжело петь постоянно один и тот же репертуар.
– Такие аншлаги, как в Нижнем, часто бывают?
– Да почти везде! Редко где появляется возможность выделить места в зале даже для родственников. И на концерт в Нижнем, кстати, родственники пройти не смогли.
– Часто ли вы выступаете за границей?
– Нередко. Совсем недавно выступали в Давосе, когда там проходил экономический саммит двадцатки. Встречают нас всегда хорошо. В настоящее время мы готовимся к зимней Олимпиаде в Сочи. Можно сказать, что наш коллектив «отвечает» за эту Олимпиаду, так как Краснодарский край — это наша «вотчина».
– Как вы считаете, влияет ли на ваше творчество рождение и проживаете на юге России?
– Конечно! В нашем коллективе, например, работают выходцы из центральной России, и это люди более спокойные, лиричные, которые сильно отличаются от южан. У нас же в Краснодаре люди жаркие, бешеные, с драйвом, с сильным эмоциональным зарядом, да и голоса у всех зычные, громкие. У нас на юге, в общем-то, нет той лирики, которую поют в ваших краях, более северных. Вы не могли не заметить, что концерт в Нижнем прошел на самых высоких температурах.
– Ваш коллектив — один из самых популярных в России, много ли желающих пополнить его, есть ли очередь из претендентов?
– Конечно, очередь очень большая. В каждом городе, куда мы приезжаем с гастролями, к нам приходят на прослушивание. Вот и в Нижнем я прослушал двух человек.
– Имеет ли значение для ваших артистов принадлежность к казачеству?
– Когда художественный руководитель нашего хора Виктор Захарченко (который управляет коллективом с 1974 года) прослушивает нового артиста, он всегда просит рассказать о своих корнях. Конечно, у нас большинство - казаки, есть даже четверо из Сибири: суровые, большие мужики, которых у нас называют казачуры. Когда они выходят на сцену, все вокруг просто содрогается. У них одно только лицо вызывает трепет окружающих, чуб, бровь поднятая... Такие типажей у нас немало, и они надолго запоминаются зрителям.
– Сложно ли ставить хореографические номера с боевыми шашками? Ведь не все танцоры, наверное, изначально владеют таким непростым «инструментом»?
– Нет, конечно. Это сложные номера, которые требуют постоянных тренировок, и они проводятся даже на гастролях. У артистов даже пальцы порубленные - они постоянно качаются, тренируются, занимаются самосовершенствованием. Так же как и солисты, и балет, и оркестр – идет постоянная работа над репертуаром. Иногда мы приезжаем с гастролей и не узнаем песню, потому что она за время разъездов обрастает новыми нюансами. Может и новый исполнитель у песни появиться - попробовал вдруг молодой артист ее спеть, и получилось оригинально, не хуже, чем у ветерана. В общем, у нас постоянно происходит обмен творческими находками, решениями, новенькие вносят что-то свежее в устоявшееся, казалось бы, исполнение, привычный формат.
– На концерте в Нижнем было видно, что каждый артист хора – яркая индивидуальность, состоявшийся солист-исполнитель. Сильная ли конкуренция внутри коллектива?
- Конечно! Ревнуют друг друга и завидуют - это же нормальное, естественное, живое чувство для творческого коллектива.
– На шашках не дерутся?
– Нет, до шашек, слава Богу, дело не доходит, но бывает, и обижаются друг на друга иногда. Однако мы стараемся мудро управлять творческими и организационными процессами, менять исполнителей, чтобы все из них были задействованы и чтобы не приедались одни и те же лица. И прежде всего не приедался репертуар исполнителю, потому что, какая бы великолепная песня ни была, ее ежедневное исполнение может сильно надоесть.