Новости культуры российских регионов
13 февраля 2012
Поволжье

Аэробус любви

Петр Мамонов как нравственный ориентир.

Киноклуб «Ракурс» на днях показал документальную ленту Сергея Лобана и Петра Мамонова «Мамон-Лобан». Фильм, уступающий в художественных достоинствах многими любимому лобановскому «Шапито-шоу», представляет собой не лишенную пафосного назидания 47-минутную исповедь-монолог артиста и музыканта о собственном духовном пути. Перед началом показа Валерий Бондаренко напомнил зрителям предысторию картины. Еще в те годы, когда Сергей Лобан работал на ОРТ режиссером в программе «...до 16 и старше», его со съемочной группой отправили в подмосковную деревню брать интервью у Петра Мамонова. Артист-отшельник сначала отказался общаться с незваными гостями. Потом спросил, о чем они хотят говорить. Услышав в ответ: «О мусоре», Мамонов заинтересовался. Тот же факт, что Лобан приехал на электричке, а не на машине, почему-то окончательно расположил музыканта к гостям. Он дал интервью, завязалось знакомство. Через несколько лет решивший попробовать себя в полнометражном формате Лобан предложил Мамонову сняться в фильме «Пыль». Узнав, что это любительское кино, которое будет делаться буквально «на коленке» (на любительскую DVD-камеру, с актерами-любителями), склонный к экспериментам Петр согласился. Во время съемок «Пыли» они с Лобаном сблизились еще больше. Сергей с арт-группой «СВОИ2000» помог Петру поставить в театре им. Станиславского спектакль «Мыши. Мальчик Кай и Снежная Королева», а тот снялся в «Шапито-шоу». В 2011-м, когда по случаю 60-летия Мамонова телевизионные каналы стали снимать про Петра всевозможные документальные фильмы, артист, раздраженный стереотипами, которые создали вокруг его имени СМИ, решил сделать кино сам о себе. На камеру снял интервью с собственной супругой, своими детьми, а потом и с самим собой. Но получившийся фильм-рассказ «о хорошем отце, муже и себе любимом» был настолько скучен, что без помощи опытного режиссера обойтись было невозможно. Тогда Петр обратился к Лобану. Фильм сделали в считанные дни, выпустили ограниченным тиражом на DVD — незадолго до премьеры «Шапито-шоу». Что же сделал Лобан? Он оставил за кадром всю семью Мамонова, предоставив слово главному герою. 47 минут Петр со свойственной ему гротесковой пластикой и жестами в деревне и на улицах Москвы, пугая прохожих, в основном излагает суть собственного нравственного кредо. Оно сводится к нехитрым «заповедям»: умей радоваться длящемуся моменту, трудись и Бога не забывай, люби ближнего и пр. То и дело Петр отвлекается на воспоминания о пьянках в молодые годы, возмущение по поводу мещанского равнодушия, прагматизма отношений в современном обществе. Из этого хаоса мамоновского «потока сознания» Лобан выстраивает биографию человека, упавшего на «дно», узревшего Бога и ставшего застывшим в изумлении перед величием творения «аэробусом любви». Правда, зритель до последнего момента не может определить свое отношение к этому «аэробусу» и не знает, что делать: то ли расхохотаться при виде кривляний скалящего обломки зубов Мамонова, то ли задуматься над не лишенными мудрости изречениями пожившего человека.