Новости культуры российских регионов
8 февраля 2012
Центр

Что хочет, то и делает

В музее им. Крамского открылась юбилейная выставка Вячеслава Знаткова.
Этого уникума с гривой рыжих волос и ироничным взглядом (в первую очередь – на себя и вглубь себя) знают, кажется, все на свете. И, как ни удивительно, любят тоже. Оттого открытие персональной, пятой по счету выставки произведений художника Вячеслава Знаткова вышло многолюдным: поздравить автора, который своим широкомасштабным творческим явлением в музее им. Крамского отметил 75 лет со дня рождения, захотели десятки почитателей таланта Вячеслава Кузьмича – живописца и человека. Экспозиция названа ретроспективной, и это – объективная данность: к зрителю вышли почти две сотни работ, выполненных в разные годы и в разных жанрах. Но один, по меньшей мере, объединяющий момент прослеживается четко: Вячеслав Знатков делает то, что делает, абсолютно искренне. То есть – с душой. Этого художника отчего-то нисколько не интересуют конъюнктура, рынок и прочие родственные им явления: достаточно сказать, что своих работ Знатков не продает. Только дарит; менять искусство на деньги – это не про него. Добротное академическое образование позволило автору на протяжении долгих лет «творить» картины религиозной, бытовой, спортивной тематики, исполненные в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. – Когда я прочел слова Микеланджело о том, что искусство должно быть выразительным, а не натуральным, я прочувствовал, насколько это применимо к художнику Знаткову, – выступил на открытии выставки директор музея Владимир Добромиров. – Ибо его задачей всегда было не копирование визуально достоверной действительности, а создание образа. Именно так, подписываюсь. Знатков, делая сугубо реалистичные вещи, обязательно (особенно – в последние годы) насыщает работу внятным чувственным отношением к изображению. По сути, предлагая зрителю (в нашем случае так и тянет сказать – собеседнику) тот или иной сюжет (и уж тем более – персонажа), художник показывает самого себя. Приглашает проникнуться его мироощущением. И при том – еще раз об искренности – не старается выглядеть так, как принято, как ждут потребители усредненного искусства: Вячеслав Кузьмич не боится показаться эпатажным и даже эмоционально невоздержанным. Не только на уровне мысли и идеи – в плане живописных разработок тоже. И тут была бы опасность не «услышать» чувство меры, кабы художник это чувство в себе не воспитал. Так или иначе, человек он не только творческий, но и смелый – как считает нужным, так и делает.