Новости культуры российских регионов
25 января 2012
Поволжье

Сонаты Бетховена как единый роман

В Германии вышла книга самарского музыковеда Натальи Эскиной.
Книгу «Сонаты Бетховена» на русском языке, выпущенную немецким научным издательством «Ламберт», в России вряд ли можно будет увидеть. Издатели предложили автору заняться распространением тиража, но, как объясняет Наталья Эскина, издательство «Ламберт» установило цену 59 евро (две с лишним тысячи рублей), и в Самаре вряд ли найдется достаточное число любителей сонат Бетховена, готовых заплатить за книгу такую сумму. История создания «Сонат Бетховена» давняя, как говорит автор. Написана она была еще в 2003 году и впервые была издана Самарской гуманитарной академией - в Институте немецкой культуры, заведовал которым в то время Николай Рымарь. Книга была выпущена небольшим тиражом, безо всяких ISBN и ББК - библиотечных кодов, и быстро разошлась среди студентов, преподавателей и музыковедов. Потом целых девять лет рукопись лежала в домашнем архиве автора. «Смысл этой книги не столько в том, чтобы разобрать сонаты Бетховена с точки зрения музыковедения, - рассказывает Наталья Эскина, - сколько с человеческой точки зрения, с точки зрения сюжета. Ведь музыка — это всегда язык. И в таких стилях, как венский классицизм, к какому Бетховен принадлежал, или Баховская эпоха барокко, выработан огромный музыкальный лексикон, который поддается расшифровке. За каждым мотивом, за каждым аккордовым сочетанием стоят общечеловеческие, философские смыслы, мифологические основы. И я решила пройтись по таким смыслам всех тридцати двух бетховенских сонат. Бетховен — это личность очень цельная, глубоко сосредоточенная на важной для него мысли. Например, одну из таких мыслей - знаменитую тему «Оды к радости» 9-й симфонии он обдумывал 26 лет, и в разных произведениях есть отголоски этой темы. На протяжении всех этих лет он ее уточнял, «поворачивал», обрабатывал. Такие общие темы проходят у него через все творчество. И я решила посмотреть на эти 32 сонаты как на единый, очень длинный роман, как на единое произведение, поискать единые развивающиеся на протяжении 32 сонат сюжеты, которых там множество — это и «герой с копьем», «Орфей, спускающийся в поисках Эвридики в царство мертвых», «Елисейские поля», «Звездное небо», которое всегда рядом с Кантовским императивом нравственности, и которое составляет душу современного западного человека, душу западной цивилизации. Вот это «мерцающее звездное небо», например - оно у Бетховена прослеживается от сонаты к сонате. Пока я все это обдумывала и писала, то заметила, что нечто похожее, какие-то сходные музыкальные идеи есть и в операх Вагнера. Хотя они были написаны значительно позже, но вероятно, это какой-то европейский дух или более узко — дух немецкой культуры». Рождением своим книга обязана серии концертов «32 сонаты Бетховена», состоявшейся в 2003 году в Мраморном зале, по инициативе пианиста Сергея Загадкина. Наталья Эскина — музыковед, много лет занимающаяся творчеством Бетховена, вызвалась провести концерты в качестве ведущего. В каждый из концертов входило по пять-шесть сонат, и на вступительное слово к каждой сонате было отведено всего по 2-3 минуты. Музыковеду стало жаль бросать начатое, и тезисы музыковедческих комментариев, дополненные материалами вузовского спецкурса по сонатам Бетховена, прочитанного ей студентам в 2000 году, доросли до книги. Книгу самарского музыковеда, театрального критика, искусствоведа, председателя Баховского общества в Самаре Натальи Эскиной издательству порекомендовал пианист и композитор, философ Михаил Аркадьев. В первых числах января книга была выслана на рассмотрение в издательство «Ламберт». «Немцы, конечно, поразили своей пунктуальностью и быстротой, - говорит автор, - буквально на днях я получила письмо, в котором было сказано, что книга уже вышла в свет». Это уже четвертая книга Натальи Эскиной. В разные годы в Самаре были изданы монография «Букстехуде и немецкое барокко», «Хорошо темперированный клавир Баха» и «Эпохи истории музыки».