Новости культуры российских регионов
28 декабря 2011
Поволжье

Валерий Гришко: «Хотелось бы снять фильм в Самаре»

Интервью с актером и режиссером.
У Валерия Гришко только за последний год несколько сыгранных ролей в фильмах российских режиссеров – это патриарх Никон в сериале «Раскол» Николая Досталя, граф Апраксин в фильме Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание» и одна из последних ролей - Иосиф Сталин в фильме немецкого режиссера Леандера Хаусманна. На встрече с режиссером мы поговорили о кино, театре и снова о кино. - Недавно в Германии вышел фильм «Отель «Люкс», критики его сравнивают с «Великим диктатором» Чаплина и «Бесславными ублюдками» Тарантино, вы сыграли в этом фильме роль Сталина... - Этот фильм в России не видел еще никто. И вряд ли он появится в нашей стране. Все-таки кинопрокатчики приобретают те фильмы, которые стопроцентно принесут доход. А «Отель «Люкс» - это комедия, рассчитанная на достаточно подготовленную, интеллектуальную публику. Действие фильма происходит в 30-е годы в Москве, в отеле «Люкс» — где жили многие коммунистические деятели, там они отдыхали, влюблялись, там же их и арестовывали... Интересен взгляд режиссера на эти довольно страшные времена и события – это комедия–гротеск… - Такие фигуры, как Гитлер и Сталин, долгое время были неприкасаемыми, в последнее время многие режиссеры стали позволять себе подшучивать над ними. Можно ли это делать, на ваш взгляд? - Можно и нужно. Раз уж история так сильно поиздевалась над нашими народами - и немецким, и русским, то почему бы и нам не поиздеваться над ней тоже. Тем более когда это делается остроумно и с неким душевным импульсом в сторону свободы человеческой личности. - Если бы у вас появилась возможность поставить спектакль о войне, с какой точки зрения вы бы на это посмотрели? - Каждый раз, когда приближается день Победы, начинаешь задумываться... Но довольно сложно сейчас создать такой спектакль, который получился бы незамыленным, правдивым, искренним, чтобы собирал полные залы, как это было когда-то со спектаклем «А зори здесь тихие». Чтобы тема Великой Отечественной зазвучала свежо, нужен новый поворот... - А новый фильм Шахназарова «Белый тигр», где вы играете маршала Жукова? - Это не просто фильм о Великой Отечественной войне. Это фэнтэзи, обрамленное реальными историческими событиями. Наши войска освобождают оккупированные территории, маршал Жуков отдает приказы, с точки зрения истории нет никаких вольностей, но при этом внутри реального, буквально задокументированного пространства существует еще одна реальность - фантастическая. «Белый тигр» - это немецкий танк, неуловимый как летучий голландец, он появляется ниоткуда, уничтожает наши советские танки и исчезает. По сути, он является символом войны - бездушная машина, созданная только для убийства. И вот в противовес ему встает русский солдат, буквально встает из мертвых, и начинает преследовать неуловимый танк.... Вот такой поворот военной темы. Но вряд ли такой фильм может что-то новое сказать о Великой Отечественной войне, это скорее фильм просто о войне как таковой. - В Самарском театре драмы вы обращаетесь к русской классике? - Я со студентами актерского курса университета Наяновой сейчас ставлю водевиль «Беда от нежного сердца» по пьесе Сологуба. Дело в том, что водевиль - это классический материал для воспитания актеров, который требует актерской легкости, техники, вокала, умения владеть собой, пластики... Спектакль пока будет играться в камерном зале, но в дальнейшем не исключено, что ребята сыграют его и на большой сцене, разумеется, при условии, что они завоюют на это право. - Как зритель воспримет такие эксперименты? - Традиционно перед началом спектакля мы делаем уведомление, рассказываем, что это студенческий спектакль... Дело в том, что это обычная практика, в Москве и Петербурге есть учебные театры, где студенты показывают свои курсовые работы, и люди с удовольствием ходят на эти спектакли, потому что в этом есть особая прелесть. Кто-то может возразить: «Как же так, в академическом театре какой-то студенческий спектакль»! На самом деле все знаменитые театры создавались из молодых команд: и Таганка, и «Современник», и театр Фоменко, и театр Вахтангова, в конце концов тот же МХАТ возник из молодых участников Общества Искусства и Литературы. Понятие «академический» не надо соотносить с возрастной планкой - раз академический, значит, там должны играть академики. К тому же важнейшая вещь в театре - это смена поколений. - Постановка «Беды от нежного сердца» приближена к современности или это классический вариант? - Пьеса Владимира Сологуба – это классический водевиль XIX века. Сыграть его современно и живо для меня не значит перенести его в наше время или переодеть всех в сегодняшние костюмы. Для учебного спектакля это даже вредно. А вот добиться современной манеры игры, суметь сделать классический материал созвучным сегодняшнему дню – это то, к чему мы стремимся. - Какая перспектива у молодых артистов провинциального театра? - В принципе, быть актером провинциального театра или столичного – это существенная разница. Но что касается Самары, тут отдельная история. Те возможности, которые имеет наш театр, не имеют многие столичные театры. Театр может себе позволить приглашение ведущих режиссеров и художников, достойное оформление спектаклей, поездки на гастроли за рубеж. Чего бы мне еще хотелось? Чтобы мы имели возможность снимать кино. Тогда актеры не будут убегать в Москву и Петербург ради участи в третьесортных сериалах. Таких примеров, к сожалению, немало. Сейчас в ряде городов делаются интересные кинопроекты, например в Свердловске, в Перми, в Новосибирске, и сегодняшняя кинотехника позволяет снять фильм с гораздо меньшими затратами, чем прежде. Эта идея меня давно не покидает, я даже привозил сюда кинорежиссера Андрея Черных, мы уже рассматривали сценарий, но, к сожалению, эта тема пока не получила отклика.