Серии графических «отражений» Китая, выполненные преподавателем воронежского художественного училища и ВГУ Владимиром Гончаровым, сложились в необычную и очень, на мой взгляд, стильную выставку – она открыта в зале на Кирова. Экспонаты характеризуют автора с самой лучшей стороны, причем не только как профессионала: понятно, что Владимир Гончаров – и очень наблюдательный, не разучившийся удивляться жизни человек, и грамотный, ответственный «за натуру» художник.
«Китайские» листы интересны не только тем, что на них запечатлена далекая от России земля. Выставка – нечто большее, чем просто способ познакомить воронежцев с видами Китая; зрителю предоставляется возможность «глотнуть» тамошней пряной атмосферы во всей ее экзотике и заземленности. Собственно, парадоксы сосуществования высокого и низкого и вдохновили, видимо, Гончарова на его труд; на таком, во всяком случае, выводе настаивает выставка «Путешествие по Китаю».
То, что автор впитал китайские реалии «всей дрожью жилок» – неудивительно. Находясь довольно долгое время в этой стране, в провинции Шаньдун, он имел все шансы не просто «рассмотреть», но – прочувствовать ее специфические мифы и специфическую же реальность. Чем и воспользовался – к удовольствию воронежского зрителя.
– Расскажите, Владимир Васильевич, волею каких судеб оказались в «Поднебесной»?
– Я попал туда случайно, после предложения преподавать китайским студентам дизайн. Это была длительная командировка, начавшаяся в 2009 году и закончившаяся нынешним сентябрем. Получилось так, что, поработав, как планировалось изначально, сто-сто пятьдесят дней, я не уехал в Россию – остался в Китае еще на два года. Поскольку задумал выставку – с тем, чтобы показать ее в нашей стране. И за два года эту выставку постепенно сделал, практически полностью.
– Чем запомнилось первое свидание с Китаем?
– Он меня очень удивил. Поразил даже. Прежде всего – сочетанием современной жизни и истоков древней культуры, которую китайцы бережно охраняют. Опираясь на эти впечатления, я и собирал материал для своей выставки: ездил по экскурсиям всевозможным, бывал в храмах. Посетил Пекин, Шанхай, родину Конфуция Цюйфу. А работы делал на бумаге для того, чтобы легче было перевозить их через границу; с картинами маслом могут возникать проблемы.
– Разве вы и маслом пишете?
– Вообще за свои два с половиной «китайских» года я сделал две выставки; вторая – как раз живопись. Китайцы, как и все иностранцы, очень любят русские мотивы: пейзажи, в частности. Потому что в этой стране много немолодых людей, которые еще хорошо помнят СССР в пору его активной дружбы с Китаем. И которые, видимо, часто ездили в Россию и теперь скучают по ней. Меня специально просили показать русскую деревню, церквушки, березки. Все, словом, русское, национальное; в этом году, весной, я и показал в Китае такую живописную выставку. Семьдесят картин. Все они остались там: что-то подарил, что-то купили.
– Я уточнила про живопись, памятуя о том, что вы не только график, но еще и дизайнер. Впечатляющая творческая всеядность… А какой из жанров ближе?
– Мне нравится все, что касается профессии: и графика, и живопись, и дизайн, и монументальное искусство. В Воронеже много объектов из области последнего, сделанных мной – к примеру, многометровые росписи для ресторана вокзала «Воронеж-1». Одно время активно сотрудничал с известным архитектором Александром Поспеевым, очень много работ с ним сделал – и витражи, и росписи, и из войлока объекты… Я очень люблю свою специальность, поэтому могу работать сутками, не уходя из мастерской домой. Считаю, что каждый человек должен делать свою работу на «отлично», и стараюсь поступать именно так – выполняю ли заказ, занимаюсь ли преподавательской деятельностью, творческой ли… Поэтому меня не хотели из Китая отпускать. Даже квартиру дали, правда, служебную – лишь бы дальше работал.
– Вот вам и веское отличие «их» от «нас»!.. А если серьезно, основное отличие России от Китая – в людях?
– Нет, в обстановке. Я, когда только приехал в Китай, в первые дни – не мог понять, что именно там не так. Вот что-то не так, но что? Жил в «небольшом» городе Дзинань, это примерно в шестистах километрах на юг от Пекина. Население – шесть миллионов человек. Очень много людей, машин, велосипедов, мотоциклов – всего много. Но нет пробок на дорогах! Настолько все продумано и умно устроено… Потом я побывал во многих других городах (в Пекине и Шанхае – в том числе; там – больше 10 млн. жителей); везде – сходная картина. И кругом – порядок, чистота. Все красиво и культурно.
– А природа чем впечатлила?
– Природа не очень удивила. Часто опускается туман, солнца мало. А океан далеко… Так что самое интересное и привлекательное – архитектура и культура Китая. В городах буквально целыми островками оставлены старые улицы в первозданном виде. Домики с необычными крышами, украшенными элементами китайской национальной атрибутики, фонари. Фигурки разные, символы в виде животных – тончайшая работа старых мастеров… Я такие «кусочки», конечно, тоже запечатлел; художника обычно привлекает именно культурно-исторический пласт местности. Хотя там и суперсовременные здания есть, и прочие сногсшибательные объекты мегаполисов.
– Я тут вспомнила впечатление от ваших «зарисовок» китайской деревенской жизни. Чисто по Есенину: «В Персии такие ж точно куры, как у нас, в соломенной Рязани…»
– Да, одинакового у наших стран много. Но разного – еще больше.