Новости культуры российских регионов
12 декабря 2011
Поволжье

Когда-то мир был черно-белым

В ноябре прошла неделя ретроспективных показов хроники и документальных фильмов.
Зрители смогли увидеть ленты 60-80-х годов, снятые куйбышевскими кинематографистами. Завершающим стал фильм «Когда рвется пленка», созданный в наше время режиссером Владимиром Федотовым. «Когда рвется пленка, рвутся судьбы», – сказала киновед Вера Мордвинова на открытии ретроспективного показа. Это фильм–боль, фильм – воспоминание об отце - кинооператоре Куйбышевской студии кинохроники Владимире Федотове–старшем. Фильм о судьбе его коллег. В последнее время часто стали делать фильмы о кинематографистах, а если приглядеться повнимательней, то легко заметить, что большинство передач и программ посвящено событиям, давно свершившимся, людям, которые умерли, а если и живы, то находятся в забвении. И очень часто, рассказывая об ушедшем времени, иллюстрируя его, вставляют черно-белые кадры либо реконструируют происходящее. Вообще, интерес к прошлому сейчас велик. Документальные ленты 60-70-х годов, которые были показаны в кинотеатре «Художественный» в ноябре, тоже нам рассказывают о прошлом, только их авторы стремились запечатлеть свой мир, свое время - его движение, его дыхание, вглядеться в лицо современника. «Конечно, - заметил бывший в 80-х руководителем комитета по телевидению и радиовещанию Куйбышевской области Георгий Спивачевский, - нынешнее телевидение и кино отличаются тем, что глубоко копают жизненные проблемы. Раньше мы этого делать просто не могли. Сейчас возможностей больше». Только беда вот в чем - документальное кино сейчас практически не снимают. Познавательные передачи, новостные программы – это совсем другое. Как ни раз объяснял журналистам и студентам кинодокументалист Борис Кожин, в документальном кино важно не только событие, которое сегодня случилось, а завтра оно мало кому интересно, в документальном кино важен образ. Интересен взгляд авторов фильма на происходящее, художественные приемы. Если хотите, документальное кино прошлых лет – это поэзия. Да, фильмы и киножурналы, еженедельные альманахи в советские годы снимали в огромном количестве. По всей стране работали студии кинохроники, телевизионные студии, и все происходящее постоянно, скрупулезно запечатлевалось на пленку: строительство городов, заводов, уборка урожая и спортивные достижения. Киноленты могли быть продолжительностью пятнадцать, десять и даже четыре минуты. Фильмы, снятые на Куйбышевской студии кинохроники и студии «Куйбышевтелефильм» показывали не только по местному, но и по центральному телевидению, на первом и втором каналах. Телеканалов тогда всего было два. И обязательно во всех кинотеатрах страны перед сеансом художественного фильма демонстрировался киножурнал или альманах. Во время недели ретроспективных показов самарские зрители шли смотреть документальные фильмы не в придачу к художественному, а отдельно ото всего. Эти редкие киноленты стоят того. Большинство фильмов не оцифрованы, и зрители слышали шорох пленки во время показа, некоторые пострадали от неправильного хранения и размылись по краям. Но от этого стали только ценнее.