Новости культуры российских регионов
21 ноября 2011
Центр

Провинциально, зато принципиально

Завершился музыкальный фестиваль «Джазовая провинция».
Шестнадцатый прошел; передвижной музыкальный форум, в который давно и по заслугам превратился фестиваль "Джазовая провинция", отработал свою насыщенную программу в Воронеже. Бурные и продолжительные… Все четыре ноябрьских вечера, занятые под фестивальные концерты, зрители набивались в залы филармонии и ДК Железнодорожников практически под завязку. Оно и понятно: если ты фанат настоящей музыки – грех пропустить такой мощный праздник, как "Джазовая провинция". Конечно, если говорить о составе участников и их поименном вкладе в фестиваль – что-то задело больше, что-то – меньше. Тут во главе угла – один-единственный, но определяющий факт: о вкусах не спорят. Одному по душе исключительно джазовые стандарты, другому – своенравные этно-рок-блюзовые "надстройки" над ними. Третий ждет раскрепощенного вокала, и ни от чего кроме "голосовой" индивидуальности исполнителя, не "тащится". А четвертый "съест" все, что ритмизованно "до потери пульса": темперамент, однако… Поэтому – о личном открытии. Оно связано с именем эстонского гитариста Олега Писаренко, который привозил на "Провинцию" руководимый им квартет. В его составе кроме самого маэстро великолепно работали клавишник Раун Юрикас, басист Михель Мёлганд и Ахто Абнер, лихо укрощавший ударные инструменты. Кажется, музыка, которую играла эта четверка, вправе называться великой: Писаренко (а звучавшие вещи – именно в его авторстве) тонкий мелодист, создатель такой гармонии, чьи глубины способны затянуть слушателя, что называется, с головой. Олег признался: цель его творчества – делиться радостью. При помощи атмосферных композиций в духе раннего "Мегаполиса", щедро сдобренных массой ярких деталей и не слишком зависимых от метража, музыканты прекрасно справляются с поставленной задачей. Отключаешься от реальности в буквальном смысле слова; красивые, не самые экспрессивные, но проработанные до мельчайших подробностей мелодии Писаренко одновременно и успокаивают, и будоражат. Такое лирическое волнение, очень приятное – при нарочито безыскусных названиях вещей. Типа, "элементарная песня", "фундаментальная песня"… Восприятию "песен" квартета Писаренко поспособствовала, думается, аура "теплого" зала ДК Железнодорожников. Воронежские апологеты джаза со стажем вспоминают, что именно в стенах этого, по-советски основательного "дворца" на заре шестидесятых происходило рождение и становление жанра. Здесь превращались в джазменов физики и лирики. И здесь же они, без напряга тряхнув стариной, собрались на 16-ой по счету "Провинции"; среди них, к слову, были замечены даже такие легендарные личности, как Юрий Верменич. Историограф джаза с мировым именем, непререкаемый авторитет… Компанию старожилов основательно разбавили представители иных поколений – молодежь и люди так называемого зрелого возраста. Вообще сложилось впечатление , что год от году город сдается джазу с возрастающим удовольствием. Кажется, сегодня этой музыкой инфицированы если и не все воронежцы, то – уж точно в спектре "от мала до велика". Организаторы стараются: "Джазовая провинция" – это, в их интерпретации, не только концерты. И не только мастер-классы, дающие возможность живого непосредственного общения с мэтрами мировой музыкальной культуры. Фестиваль – еще и обсуждение выступлений по горячим следам, а нередко – и во время "процесса": у джаза – своя дисциплина, своя негласно узаконенная манера поведения. Как всегда на "Провинции", музыка не только звучала, но и – комментировалась. Все фестивальные концерты вел один из лучших знатоков джаза на территории бывшего СССР, музыковед и преподаватель, петербуржец Владимир Фейертаг. Фигура сама по себе – культовая. С именем Владимира Борисовича связывают окончательное жанровое оформление музыки джаз в Советском Союзе. Уже в семидесятых его приглашали на самые знаковые джазовые выступления – в качестве конферансье. Теперь о тех, кого Фейертаг представлял, а почтенная публика слушала. Организаторы подарили воронежцам возможность насладиться живой музыкой в исполнении интереснейших музыкантов мира. Однако в этот раз, думается, "выделились" совсем не те, на кого, очевидно, делалась ставка. Помимо уже упомянутого "Квартета Олега Писаренко", исключительно интересным показалось трио "Klima Kalima" Калле Калима (гитара), Оливер Потраж (бас) и Оливер Стейдле (ударные). Авангардный джаз-рок в исполнении этого коллектива - жемчужина "Провинции". "Каданс Миллениум" Германа Лукьянова – безусловно, великая группа. Один из наиболее знаковых джаз-бэндов страны. Но у многих, с кем удалось пообщаться после концерта, особенного восторга выступление "Каданса" почему-то не вызвало. Наверное, это очень "на любителя". Сдержанно отзывались знатоки и о клавишно-саксофоновом дуэте Леонид Винцкевич – Лембит Саарсалу. Мол, всё хорошо, но не более того. А вот выступление Винцкевича-младшего, Николая, оценили гораздо выше: звучало мнение, что Николай из "технарей" довольно средней руки превратился в зрелого мастера-импровизатора с собственным оригинальным подчерком. Порадовали и "гости из солнечных стран": бразилец Рике Пантожа и марроканец Камал Шажри. Первый явил воронежскому джазовому миру босанову (которая, заметим, явилась той тихой и очень стильной "изюминкой", котрой периодически не хватало действу на сцене). Господин Шажри, заручившись поддержкой российской фьюжн-группы "Vision of sound", наподдал этники: приятное напряжение, идущее от самых "корней" подобной музыки (которые – так далеко, что человеческому глазу их не узреть), буквально висело в зале. Спасибо музыкантам за чудесные минуты. А вот темнокожая американская певица Ив Корнелиус, откровенно говоря, не впечатлила уж очень глубоко: несколько, по нашему восприятию, не дотянула до эталонной традиции "черного" джазового пения. Хотя, разумеется, музыкальный уровень утонченной Ив – весьма и весьма высок.