Новости культуры российских регионов
17 ноября 2011
Северо-Запад

Зачем он нужен этот «Гамлет»?

Осенняя премьера в государственном театре драмы Республики Коми
В Сыктывкаре поставили «Гамлета», что стало заметным культурным событием не только нынешней осени, но и целого десятилетия. В театральной истории Республики Коми такого масштаба и уровня спектакля, яркого, волнующего, с незаурядными декорациями и оригинальным световым и музыкальным решением, пожалуй, еще не было. Это тринадцатая по счету постановка на обновленной афише академического театра драмы имени Виктора Савина, открывшего в октябре свой 81-й сезон. Она очень важна для театра. И вот почему. Целительная пилюля Размещается театр в очень респектабельном построенном в стиле конструктивизма здании, которое недавно восстановили с сохранением исторического фасада. Теперь это огромный театральный комплекс с мраморным входом, уютным фойе и залом на 366 мест. Есть еще очень красивый с огромной сияющей люстрой круглый зал, который арендуют под всякого рода престижные презентации, музей и масса подсобных помещений. Здесь приятно репетировать и творить. Многочисленные цеха - от столярного до шляпной мастерской, прекрасно оборудованы, а гримерки благоустроены на зависть заезжим гостям. Реконструкция обошлась более чем в 600 миллионов рублей. Но два года назад, когда все это заблистало, и было готово к работе, очень остро стоял вопрос, чем же наполнить эти великолепные стены? Творческая составляющая театра была плачевной, репертуар не выстроен, коллектив по разным причинам разрознен и дезориентирован. В течение шести лет, пока шла стройка, приходилось работать на перекладных, выступая на разных площадках города. За это время обеднился состав труппы, которую покинули корифеи, а молодые, ратуя за то, чтобы играть что-то свое, созвучное дыханию современности, не могли предложить взамен ничего достойного. Тем более на коми языке – традиция, которую нельзя прерывать, потому что уникальность театра, прежде всего в его двуязычности. Переломил гнетущую ситуацию новый директор. Михаил Матвеев долго отказывался от этой должности, прекрасно зная о сложной атмосфере и затяжных конфликтах в театре. Но как только согласился, решил лечить команду трудовыми буднями. «Первого февраля 2009 года я пришел в театр, и ровно через месяц мы давали премьеру «Калевалы», осуществленную под руководством А.Андреева выпускниками питерской театральной Академии, и принятую зрителем на «ура!». Следующей поставили семейную драму «Привидения» по Ибсену (режиссер Евгений Малафеев). К 9 мая на афише появилась мелодрама Владимира Гуркина «Саня, Ваня с ними Римас», а вскоре моноспектакль: «Вечный транзит»» по Галичу ,«Панночку» по Гоголю в версии Нины Садур, и «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова. Дальше все завертелось… 80-й сезон открылся комедийной работой молодого режиссера Юрия Попова по рассказам Чехова «Юбилей и прочее, прочее». Ритм был напряженным, но по-другому невозможно набирать творческую форму. Я уверен, что это лучшее лекарство», - говорит Михаил Николаевич. За одиннадцать месяцев вышло десять спектаклей. Такие ударные темпы, вначале явно через силу, ободрили растренированных артистов, наладили и отрегулировали все производственное хозяйство. Режиссеров чаще приглашали, что-то ставил в соавторстве с ними и.о. художественного руководителя Евгений Софронов, который во времена прежних руководителей не раз то уходил из театра, то возвращался. Он ярый противник бесхребетных, слюнявых постановок и борец за то, чтобы со сцены звучали острые злободневные вопросы. Недавний спектакль «Верую» по Василию Шукшину, за который, говорит, ему не стыдно, такие вопросы задал со всей прямотой. Зрители его тепло приняли и с интересом продолжают смотреть. Вынашивалось все долго Слухи о том, что замышляется «Гамлет», витали давно, но старт реальной работе был дан этой весной. Рискованную идею предложил режиссер Олег Нагорничных – по рождению сыктывкарец, а ныне преподаватель Ярославского театрального института. В ответ он то и дело слышал: «Это самоубийство!», но не смущался и упорно двигался к цели. На то, чтобы всех переубедить, да и самому созреть и подготовиться, понадобился целый год – столь недостижимо высокой казалась эта планка. «Я очень хотел именно «Гамлету» дать современную интонацию, показать на его примере нынешним молодым людям нравственные ориентиры, пробить их сознание темпераментом шекспировской мысли, - говорит Олег Нагорничных.- В драматургии ХХI века, к горькому сожалению, подобных героев нет». Спектакль родился за полтора месяца интенсивных репетиций. О чем он? О сегодняшнем дне, о том, как стремительно взрослеет человек, оставшийся с миром наедине, брошенный в пучину лицемерных взаимоотношений в семье и обществе. Трехчасовое действие получилось строгим, жестким и очень красивым - в первую очередь за счет музыкальных цитат из разных эпох, костюмов и хореографии. Задумано все это со смыслом, а вовсе не для того, чтобы завлечь зрителя, как часто сегодня случается. Хотя и завлекает, безусловно, тоже. Автор сумел достаточно органично соединить мелодии Люлли, Генделя, Грига, своего любимого Альфреда Шнитке и даже песню 30-х годов «Далеко, далеко за морем» из фильма «Золотой ключик». Арии Леоноры из вердиевского «Трубадура» и моцартовской Царицы ночи в исполнении народной артистки КР Ольги Сосновской (Гертруда) – несомненное украшение постановки. Эффектных сцен немало, все актеры играют хорошо, но держит спектакль негромкий, порою совсем тихий голос Гамлета в исполнении Анатолия Федоренко. Его мятущиеся неровные монологи залезают в подкорку, цепляют сердце. Он то скованно и напряженно, то слишком распоясанно задает те самые вопросы, от которых мы убегаем, и на которые не было однозначного ответа ни во времена Шекспира, нет его и сейчас. Что обращает нас в трусов? Как жить на этом свете, где взять силы, чтобы сносить нападки фортуны, муки любви, терпеть притесненье и своеволье сильных? Покоряться ли судьбе или восставать? Заставил всех вздрогнуть и знаменитый монолог о театре, цель которого, как известно, держать зеркало перед природой, являть добродетели ее черты, а спеси – ее облик. Когда Гамлет бросает в публику эти слова, в зале неожиданно зажигается яркий свет. Явно, что на речь о предназначении и высокой миссии театра создатели спектакля хотели обратить особое внимание, и им это удалось, как удалась в целом и постановка. Для театра это безусловный прорыв и решительная победа. Зрители приняли «Гамлета» благожелательно. Места не пустовали, притом, что на премьерные показы билеты – от 500 до 1500 рублей. Похвалы заслуживают все технические и производственные службы театра, которые постарались и достойно воплотили задумки режиссера. В хорошей форме и труппа – в спектакле занято ее абсолютное большинство – более 30 актеров. Все очень довольны, радуются, что застой и неразбериха позади, и теперь их жизнь – сплошной эксперимент. Вариться в таком бродильно живительном соку всем нравится. У директора забот не убавилось, но он человек закаленный. «Хорошо вынашивать идею «Гамлета». Но на что, на какие деньги ее воплотить? Того, что выделяется из бюджета, хватает примерно на одну среднюю постановку. «Гамлет» потребовал миллионных затрат и добывали мы их сами, - рассказывает Михаил Матвеев.- Мы долго искали партнера, который серьезно мог бы нас тут поддержать и нашли его в лице нашего крупнейшего лесопромышленного предприятия «Монди СЛПК», выделившего нам 2млн. 600 тысяч рублей. Эти деньги покрыли основную часть затрат, а сейчас нужны средства для новой постановки». Впереди испанские страсти Премьерные показы «Гамлета» в разгаре и параллельно уже запущен новый спектакль – «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке на коми языке. Так что шекспировские страсти сменятся не менее горячими испанскими. Перевел пьесу местный поэт Евгений Козлов, а ставит ее московский режиссер Сергей Гришанин, которому близка испанская тема. Под этот проект получен грант в Минкульте РФ. Министр культуры РК Валерий Коробов убежден, что тяга к театру у жителей растет, но хотелось, чтобы среди зрителей было больше молодых лиц, чтобы ходить в театр было круто и стильно. «Молодежь хочет там найти свежую энергию, увидеть нечто необычное по форме, эмоциям, настроению, и это совпадает с желанием мастеров сцены. Постановка «Гамлета» в драматическом театре - тому пример. А накануне сезон в Театре оперы и балета открылся мюзиклом «Мертвые души» Александра Пантыкина – новое прочтение Гоголя, к которому тоже шли сложно, с ошибками и спорами, но, в конце концов, спектакль стал аншлаговым», - говорит Валерий Иванович. Он считает, что талантов в республике хватает. Надо лишь их заметить и поддержать. Театр Драмы делает ставку на выпускников театральных вузов Санкт-Петербурга – именно они традиционно пополняют местные труппы. Глава Республики Вячеслав Гайзер в начале 2011 года один из самых крупных гостиничных комплексов Сыктывкара передал Минкульту, и сейчас в распоряжении молодых актеров 68 малогабаритных квартир, оборудованных мебелью и всем необходимым. Бытовые условия комфортные - пользуйтесь, живите и творите.