Новости культуры российских регионов
14 ноября 2011
Поволжье

Сыновьям здесь не место

«Ракурс» показал новую ленту братьев Дарденн.
На днях самарских любителей кино порадовали эксклюзивным показом последнего фильма знаменитых Жана-Пьера и Люка Дарденн «Мальчик на велосипеде». Пронзительную историю брошенного отцом паренька режиссеры превратили в экзистенциальную драму о том, как трудно найти родственную душу в чересчур разумно устроенном мире. «Мальчик на велосипеде» развивает проблематику предыдущих фильмов братьев Дарденн. В центре внимания вновь оказывается история одного брошенного человека, ценой жизни которого покупается свобода другого. Причем разменной монетой в такой сделке опять становится семья, а жертвой — ребенок. Как и у Достоевского, у Дарденнов его слезинкой покупается «мировая гармония». Однако никому из взрослых - ни школьным инспекторам с директором, ни отцу парня - в принципе, нет дела до его мук. Ребенок вообще лишний в этом мире. Как и прежде, режиссеры ограничиваются регистрацией движений внешне вроде бы хладнокровного героя, скрывая его мысли, редко давая ему высказаться, проявить чувства. Лишь в сценах, где Сирил пытается содрать свое лицо, выпрыгнуть из машины, становится ясной глубина горя ребенка. Дарденны раскрывают свою мысль без мелодраматического надрыва и истерик, фиксируя ход жизни, где все вроде бы на своих местах, каждый занят своим делом: кто-то продает почту, кто-то грабит, а кто-то готовит на кухне в ресторане. Только вот куда-то спешащий шебутной парень, который вечно привлекает к себе внимание, явно нарушает общий «порядок». От такой жизни, где тебе нет места, действительно хочется сбежать, умчаться на велосипеде или спрятаться под одеялом. Но с каким-то особенным цинизмом тебя возвращают в эту реальность, заставляя быть в ней живым трупом. На первый взгляд лента бельгийских классиков — достойная социальная драма на одну из больных тем современности: отказа родителей от детей. Но в «Мальчике на велосипеде» узнается также библейский сюжет притчи о блудном сыне и история Телемака, ищущего Одиссея. При этом акценты смещаются. Блудным оказывается не сын, а отец. Встречи не произойдет, прощения не будет. Напротив, братьев Дарденн волнует сюжет «невстречи» и вопрос «Как жить в ситуации абсолютной безотцовщины?». И все же режиссеры, как следует помучив своего героя, почти сделав его уголовником, дадут ему шанс. Мир, конечно, не станет лучше, но в нем таки отыщется сострадающая душа. Отца заменит мать. Так что «слезинка ребенка», как и у Достоевского, окажется оправданной, а встреча, пусть и несколько в ином ключе, все же состоится. Жаль только, что полноценной встречи самарского зрителя с фильмом не получилось. «Мальчик на велосипеде», потрясший председателя жюри последнего Каннского фестиваля Роберта де Ниро и отмеченный Гран-при, собрал меньше трети зала.