Новости культуры российских регионов
26 октября 2011
Центр

Не унять кровопролитье

Театр оперы и балета сдал премьеру «Ромео и Джульетты».
Поставил легендарный балет в Воронеже молодой московский балетмейстер Сергей Антонов. Автор либретто по одноименной трагедии Шекспира – знаменитый Леонид Лавровский, хореография – его же, в редакции не менее знаменитого сына, Михаила Лавровского. Стоит отметить, что «Ромео и Джульетта» квалифицируются вершиной творчества Лавровского-старшего, сочинившего спектакль в полном соответствии с музыкой Прокофьева (не самого, заметим, «балетного» композитора). Художником-постановщиком выступил воронежец Валерий Кочиашвили, музыкальный руководитель и дирижер – Юрий Анисичкин. Созданный во времена оны, балет «изъясняется» со зрителем языком танца, который никак не назовешь современным. Я склонна отнести эту архаику к достоинствам постановки; эксперименты с классикой – всегда чреваты. И, честно говоря, порядком надоели. Уж лучше подробная, понятная и отчасти предсказуемая (потому как – хрестоматийная) хореография, чем новации сугубо пластического толка. Кроме как демонстративным темпераментом, они, как правило, ничем иным похвастать не могут. И, того хуже, делают не четким, даже коверкают рисунок постановки, не говоря уж о его лирико-драматическом содержании. Темперамент в чистом виде нужен далеко не везде: балет, как и любой другой спектакль, призван не ловкие телодвижения показывать, но – рассказывать историю чьей-то жизни. В целом зрелище можно назвать величественным: подчеркнуто пышная сценография, блещущие золотом костюмы. Сюжет один в один повторяет Шекспира: «Две равно уважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитье. Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни…» Первое действие – а их в балете два – смотрится, особенно на контрасте с известными шекспировскими страстями, несколько статично. Хореографических «точек» – множество (в соответствии, опять же, с музыкой Прокофьева). Да еще та самая «тяжелая» сценографическая позолота; тут вроде как не до подвижных эмоций. Динамика нарастает по ходу дела: особенно результативно ее привносят в спектакль партии Тибальта (Владислав Иванов) и Меркуцио (Геннадий Горожанкин). Удачно выстраивают общий ритм и массовые сцены, которых – очень много; спектакль – густонаселен. Что касается главных героев – они отыгрывают трагизм ситуации больше средствами хореографии, нежели внутренним переживанием коллизий. Джульетта (Юлия Непомнящая) успешно справляется со своей партией; если со временем балерина добавит героине непосредственности (особенно в начале спектакля) и чувственности (особенно – в конце), все будет еще лучше. С Ромео (Александр Литягин), на мой взгляд, сложнее: опытный, выразительный в образах «сановных особ» танцовщик несколько перерос Ромео – во всех смыслах. Хотя техническая сторона дела и артистизм как таковой тут – на уровне.